Глазами художника: какие тайны хранит «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
После окончания реставрационных работ шедевр русской живописи перевезут в Михайловский замок на беспрецедентную по своему масштабу выставку в честь юбилея великого мастера.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем
В Русском музее завершилось масштабное обследование картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Итоги первого этапа комплексной научной реставрации, которая проводится при поддержке ПАО «Газпром», обсудили 5 марта на расширенном заседании реставрационного совета.

В мероприятии приняли участие представители Министерства культуры РФ, Третьяковской галереи, Государственного научно-исследовательского института реставрации и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.
Сотрудники Русского музея рассказали гостям об открытиях, сделанных во время технико-технологического и химико-биологического исследования картины, а также утвердили методики и технологии, благодаря которым монументальное полотно обретёт свой первоначальный облик и станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки «Великий Карл», посвящённой 225-летию со дня рождения гениального художника.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова напомнила, что в отличие от других произведений классиков русской живописи, картина «Последний день Помпеи» была признана абсолютным шедевром сразу после создания и, прежде чем попасть в Петербург летом 1834 года, экспонировалась как передвижное полотно по всей Европе.

В связи в этим её износ нарастал быстрее, чем если бы она всё это время пребывала в нетронутом состоянии в стенах музея.
«Реставрации как науки в первой половине XIX века ещё не существовало, поэтому любые изъяны, которые появлялись на картине в силу возраста, зачастую устранялись привлекаемыми художниками. Реставрация полотна с настолько большим количеством вмешательств – это дорогостоящий процесс высшего уровня сложности, который Русскому музею было бы трудно выполнить без такого целевого партнёра в области реставрации музейных ценностей, как ПАО “Газпром”».
Алла МаниловаГенеральный директор Русского музея
Первый протокол осмотра самой известной работы Карла Брюллова, сохранившийся в архивах Русского музея, датируется 1938 годом. Тогда специалисты указали, что картина имеет достаточно пластичную основу и находится в удовлетворительном состоянии, несмотря на многочисленные транспортировки.

Во время Великой Отечественной войны «Последний день Помпеи» отправили на хранение в Молотов (ныне — Пермь), а после её возвращения в Петербург реставраторы регулярно оценивали состояние картины, выполняя работы в разные годы по обеспыливанию картины и установке воскосмоляных заплаток.
Спустя полвека оригинальный холст истончился настолько, что уже не мог удерживать в стабильном состоянии структуру грунта и красочного слоя. Проведённая в 1995 году техническая реставрация обеспечила сохранность шедевра на долгие годы, но реставрация живописная, без которой невозможно в полной мере оценить высочайшее мастерство художника, цветовое и тональное решение произведения, началась только в декабре прошлого года.
За последние два с половиной месяца сотрудники Русского музея досконально изучили каждый слой картины, а также отработали методику по удалению поздних записей других реставраторов и утончению верхних слоёв потемневшего лака, сильно изменивших колорит полотна.

Во время реставрации нижележащие слои уберут с холста, поскольку со временем они стали проступать через верхние слои истончившейся краски, скрывая от зрителя авторскую живопись.

Перед тем как протестировать составы для реставрации на пробных участках, специалисты провели съёмку в ультрафиолетовой области спектра, чтобы увидеть мельчайшие дефекты лакового слоя, выполнили макросъёмку на особенно важных участках и определили химический состав пигментов путём
«Когда мы исследовали синие слои, то обнаружили там очень редкий для первой половины XIX века пигмент — натуральный ультрамарин, который ценился на вес золота. Видимо, художник целенаправленно выбирал этот натуральный и сложный материал, чтобы передать особенный колорит картины. При этом, судя по всему, в целях экономии Карл Павлович разбавлял его берлинской лазурью тёмно-синего, сероватого цвета. Эти два пигмента и образуют синюю палитру картины».
Сергей СирроЗаведующий отделом технологических исследований Русского музея
Поскольку художник писал «Последний день Помпеи» на протяжении шести лет, на холсте помимо финального результата остались его ранние эскизы, которые удалось рассмотреть благодаря впервые проведённым исследованиям в инфракрасной области спектра.
Оказалось, что с каждым годом художник усиливал динамику произведения, меняя наклон зданий, конфигурацию предметов и положения тел жителей древнего города, застывших в ужасе за считанные минуты до катастрофы. Например, в первых версиях девушка в левой части картины не разжимала руку, которой держала вазу над своей головой, а мальчишка, убегающий с родителями из города, сильнее хватался за плащ отца, а не прижимался к матери.
Благодаря масштабному исследованию реставраторы точно знают, какие слои и пигменты есть на холсте, поэтому им будет гораздо легче подобрать материалы для восполнения, тонировок и других реставрационных работ.
«Приятный момент заключается в том, что Брюллов был очень хорошим и абсолютно предсказуемым технологом. Снова и снова обращаясь к картине, он следил за технологическим процессом её создания и занимался межслойной обработкой, чтобы в дальнейшем работа была стабильна своей структуре. Тем не менее утоньшение лака и удаление записей — наиболее трудоёмкий и скрупулёзный процесс. После расчистки мы будем регенерировать поверхность и покроем картину тонким слоем защитного свежего лака, чтобы в будущем наши специалисты под контролем ультрафиолета всегда могли отсечь наши тонировки от авторской живописи».
Марат ДашкинЗаведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея
На финальных этапах реставраторы выполнят тонирование утрат красочного слоя, которые возникнут при удалении поздних записей реставраторов, а затем дополнительно покроют холст лаком, который будет выполнять эстетическую и защитную функции.

Большой объём работы предстоит выполнить и специалистам из отдела реставрации золочёной резьбы Русского музея, отвечающим за восстановление исторической рамы, происхождение которой пока что остаётся загадкой.

В отличие от полотна, роскошное обрамление «Последнего дня Помпеи» не смогли вывезти из Петербурга во время Великой Отечественной войны из-за внушительных габаритов. Всю войну еловая рама простояла в неотапливаемых помещениях Русского музея, а из-за постоянных перепадов температуры внутри появились трещины, одна из которых ушла вглубь почти на два метра и сделала невозможным плотное прилегание
«Сначала нужно стабилизировать трещины и законсервировать деревянную основу, чтобы она была стабильна. Затем — укрепить все подвижные элементы и отслаивающиеся участки золочёного грунта, убрать некорректные вставки мастичного декора, с помощью которого пытались нивелировать перепад между листелями, возникший из-за деформации».
Ирина ВеснинаЗаведующая отделом реставрации золочёной резьбы Русского музея
Отдельное внимание уделят покрытию рамы, для которого использовалась сусальная позолота и биметалл. Последний содержит и золото, и серебро, поэтому даже при самых незначительных трещинах в грунте или лаке запускается процесс окисления, а на поверхности выступают тёмные пятна.
Комплексная научная реставрация «Последнего дня Помпеи» продлится до октября 2024 года. Благодаря беспрецедентному решению Русского музея установить прозрачный экран в зале № 86 корпуса Бенуа, где работают специалисты, наблюдать за процессом реставрации могут все желающие.
После окончания работ шедевр русской живописи перевезут в Михайловский замок — на выставку в честь юбилея Карла Брюллова, где выставят и другие произведения художника из фондов ведущих музеев страны.
«Выставка “Великий Карл” будет уникальной по своему масштабу и вполне может претендовать на то, чтобы называться “выставкой десятилетия”. Карл Брюллов – художник номер № 1 во всемирном перечне шедевров из всех русских классиков, а “Последний день Помпеи” — произведение номер № 1, которое относит его к категории шедевров наравне с шедеврами итальянского Возрождения».
Алла Манилова
Кроме того, специально для участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» в Русском музее состоятся серии мастер-классов, в ходе которых им покажут процесс реставрации живописного произведения Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и позолоченной исторической рамы.
Зоя Волкова