«Газпром» и Кунсткамера показали на ПМЭФ, как выглядел музей при Петре I
Именно в XVIII веке родилась национальная идея многонародности России.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого
Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Андрей Головнёв заключили в рамках Петербургского международного экономического форума соглашение о сотрудничестве.

Стороны договорились продолжить взаимодействие по вопросам, связанным с сохранением культурного наследия Петербурга, реализацией многопрофильного социального проекта «Газпрома» «Друзья Петербурга» и развитием музея, а также представили совместный мультимедийный проект.
Презентация виртуального экскурсионного тура «Цифровая Кунсткамера XVIII века» состоялась на стенде газовой корпорации 16 июня. Надев VR-очки, гости форума увидели как выглядели фасады, залы и академическая библиотека Кунсткамеры в первоначальном виде.
Перед тем, как воссоздать «кабинет редкостей» в цифровом пространстве, специалисты провели научное историко-архитектурно-музееведческое исследование, изучив архивные материалы трёхсотлетней давности. В частности, сотрудников музея интересовали гравюры с интерьерами здания и несколько тысяч акварельных рисунков экспонатов, собранных в первом российском музее. Сейчас уникальный тур уже доступен на сайте Кунсткамеры.
«Со времён Петра I нашу страну отличает новаторство, стремление к поиску новых технологических решений. И очень приятно, что Кунсткамера идёт в ногу со временем. Сегодня мы представляем проект “Цифровая Кунсткамера XVIII века”. И теперь каждый желающий может своими глазами увидеть, как Кунсткамера выглядела во времена Петра Великого, соприкоснуться с великими страницами истории России и Петербурга».
Алексей Миллер
Для полного погружения в эпоху дворцовых переворотов виртуальную и реальную площадки на ПМЭФ оформили в стиле постоянной экспозиции Кунсткамеры «Имперский зал: Многонародная Россия», открытой в прошлом году при поддержке «Газпрома».
Непосредственно на полях ПМЭФ показали, как выглядели представители больших и малых народов, которые в 1740 году прибыли в Петербург для участия в Параде народов, посвящённом потешной «ледяной свадьбе». По приказу императрицы Анны Иоанновны, всем участникам парада следовало надеть традиционные национальные костюмы, взять с собой привычные для них орудия труда и даже скот.
В подготовке торжеств участвовали и сотрудники Академии наук: именно им поручили привезти из каждой губернии представителей проживающих там племён и народов.

Как рассказал участникам форума директор Кунсткамеры Андрей Головнёв, на тот момент учёные ещё не обладали данными о национальном составе страны, несмотря на уже проводившиеся экспедиции. После грандиозного карнавала было озвучено, что в шествии приняли участие представители 150 различных народностей, а идея о том, что богатство России заключается в многообразии культур населяющих её народов жива до сих пор.
«“Газпром”» вдохновляет нас на высочайшие технологии. По существу, “Цифровая Кунсткамера” — это лаборатория, которая как батискаф, погружающийся на глубину 310 метров (потому что в следующем году Кунсткамере исполняется 310 лет), и это наблюдательная позиция, которая позволяет нам открыть историю науки, музейного дела и самопознания нашего Отечества».
Андрей Головнёв
По его словам, именно в XVIII веке родилась национальная идея многонародности России, и она генерировалась учёными Академии наук и Кунсткамеры. Поэтому «Цифровая Кунсткамера» – это особый взгляд, возможность исследовательского и просветительского ракурса на ту самую историю научной и общественной мысли, которая важна для самосознания и самопознания России.