События

Дивный метамир: участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали о формировании виртуальной вселенной 

В условиях, когда границы привычного мира стремительно меняются на фоне технологического прогресса, человек одновременно существует в аналоговом и виртуальном мире.

По прогнозам футурологов, уже к 2026 году четверть всего человечества будет регулярно проводить время в метавселенной. О структуре нового цифрового пространства, архитектурном проектировании на стыке традиционных методов и современных технологий, работе с искусственным интеллектом и проектировании в виртуальном мире участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали на тематической дискуссии, проходившей 8 октября в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского.

Говоря о том, что представляет из себя метавселенная, архитектор и партнёр архитектурной лаборатории SA Lab Алина Черейская сравнила её с трёхмерным интернетом, где не существует границ при создании виртуальных объектов и ландшафтов. 

Именно поэтому это пространство представляет большой интерес для арт-индустрии: при переходе в цифровой мир функциональные задачи объектов архитектуры исчезают, финансовых ограничений нет, да и физические параметры ввиду отсутствия гравитации могут быть любыми. 

Всё это открывает возможности для чистого творчества, но есть и поводы для волнений.

«Когда мы говорим про метавселеную, очень много опасений связано с тем, что это такое место, которое навсегда отвергает физический мир. Но парадокс в том, что на самом деле мы очень часто не замечаем физическую среду: не помним цвет здания, в котором мы находимся, количество этажей. Получается, что с одной стороны мы цепляемся за реальный мир, а с другой – реальное присутствие во многом переоценивается».

Алина Черейская

Учитывая, что для каждого нового поколения грань между цифровым и физическим пространством становится всё тоньше, появление автономной виртуальной реальности было вопросом времени. Этот процесс укорила пандемия: благодаря развитию цифровых технологий люди получили возможность адаптироваться к новым правилам игры, сохранить, а потом и создать новые каналы коммуникации.

И хотя мысль о цифровом бессмертии крайне соблазнительна, о полном переходе в метавселенную (по крайней мере, сейчас) речи не идёт, уверенруководитель экспериментальной проектной лаборатории Sintez.Space ИОН РАНХиГС Андрей Киселёв. 

«У нас уже есть готовое трёхмерное пространство, что тут изобретать? Ну что, надеть шлем, засунуть питательную трубку в рот и лечь в ванную с тёплой жижей, как в «Матрице»? Маловероятно, что это произойдёт: метавселенная на самом деле будет окружать нас в реальной среде, как некая надстройка. Любопытен подход, когда мы анализируем цифровую реальность и понимаем, какие её механики могут быть имплементированы в нашу физическую реальность в виде дополненных интерфейсов, как совместить пространственную интуицию физической среды с этой новой, дополненной реальности».

Андрей Киселёв

Вместе с формированием метавселенной определяются некоторые базовые принципы её работы. Считается, что она непременно должна быть доступной, инклюзивной, иметь собственную экономику и признаки децентрализованности. Последняя, как объяснил генеративный аудиовизуальный художник Артём Мороз, достигается за счёт ключевой особенности всех криптовалют, на которых базируется экономическая структура цифрового мира. Однако наиболее важный фактор — наличие правовых и юридических норм. 

После появления NFT-токена, который, грубо говоря, представляет собой маркёр интеллектуального права на цифровой объект, художники получили возможность продавать свои работы на виртуальном рынке, а поскольку экономический, юридический и технологический базис уже достигли определённого уровня, люди начали переходить к такого рода активам. 

«Если же рассматривать процесс с точки зрения художника — это новый большой рынок с огромными возможностями, позволяющими транслировать свою интерпретацию текущей действительности. Ведь это именно то, чем занимается художник: смотрит на реальность, считывает её смыслы и через призму своего восприятия выражает — в этом случае — в цифровом продукте. По сути же, весь технологический прогресс в итоге сводится к тому, чтобы мы располагали большим количеством времени для решения каких-то творческих задач».

Артём Мороз

Удобные сервисы доставки продуктов, банковские и мобильные приложения и другие подобные платформы, которыми мы ежедневно пользуемся, уже сейчас являются частью отдельного дополненного мира. И задача современного пользователя – понять законы этого пространства, но не уйти в него полностью, а использовать во благо для совершенствования реального мира, уверен художник.

В итоге окончательный облик метавселенной, как и её характеристики, будут во многом зависеть от людей, которые займутся её формированием: архитекторов, программистов, а, может, философов или физиков-ядерщиков. Кроме того, такие технологии уже сейчас используются для создания экспозиций.

«В кураторской практике я использую метавселенные, чтобы найти новый способ донесения конкретных нарративов или презентации работ. Ты иначе смотришь на платформу, контекст, думаешь, как можно репрезентировать в этой новой сущности те высказывания, которые хочет донести художник. Например, сейчас я работаю над выставкой про миграцию и мне было принципиально важно сделать её в пространстве без границ, отказавшись от геополитического концепта и личных историй. Рассмотреть этот процесс с глобальной, научной точки зрения как возможность адаптации к среде. И мне показалась, эта идея лучше всего отрабатывается в метавселенной».

Ольга ВадНезависимый куратор, руководитель магистратуры Art & Science университета ИТМО, соосновательница агентства культурных проектов NADO

Несмотря на то, что участники дискуссии не смогли сформулировать единое мнение о предназначении и сути метавселенной, они сошлись на мысли, что фраза американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона — «Будущее уже здесь. Оно просто неравномерно распределено», — ставшая лейтмотивом дискуссии, актуальна как никогда.

В условиях, когда границы привычного мира стремительно меняются на фоне технологического прогресса, человек одновременно существует в аналоговом и виртуальном мире, которые становятся всё более совершенными, «подпитывая» друг друга. 

При этом движущей силой в дальнейшем развитии цифрового пространства станут, скорее всего, гейм-дизайнеры и разработчики, которые в отличие от архитекторов не склонны к консервативности, но тоже понимают, как работает пространственная интуиция и как сделать так, чтобы человек стал постоянным гостем в созданной ими метавселенной.