«Дар солнца» или «слёзы моря»: участники посетили Царскосельскую янтарную мастерскую и Екатерининский дворец
Разработчикам линейки бронированных сувениров должны задать современное направление, но при этом учитывать исторический контекст.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»
Участники лаборатории по созданию сувенирной продукции, посвященной Янтарной комнате Екатерининского дворца, посетили музей-заповедник «Царское Село», познакомились с историей всемирно известной достопримечательности и теперь разрабатывают линейки брендированных сувениров.
Большая экскурсия началась в Янтарном салоне при Царскосельской янтарной мастерской, где можно приобрести различные предметы из этого удивительного камня – бусы, браслеты, броши, картины.
Как отметила директор по продажам ООО «Царскосельская янтарная мастерская» Юлия Шепелева, янтарь – сложный материал, с котором не очень легко работать.
«Часто наши мастера сталкиваются с тем, что из большого куска материала пригодной оказывается лишь малая его часть: либо мешают пузыри, которые образуются из-за попавшего внутрь воздуха, либо не подходит цвет или рисунок. Каждый предмет – результат долгой кропотливой работы проектировщиков, архитекторов, специалистов по обработке дерева, резчиков по янтарю, камнерезов и ювелиров. От самого проекта до конечного итога порой проходит несколько месяцев или даже лет. Но оно того стоит».
Юлия Шепелева
В Царскосельской янтарной мастерской участникам лаборатории показали и другие удивительные экспонаты. Среди них — реплика флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», созданная реставраторами. Камни, плотно подогнанные друг к другу, настолько точно передают детали рисунка и оттенки цвета, что кажется, будто это картина, и она написана масляными красками.
Композиция «Осязание и обоняние» – единственная из четырёх утраченных в Великую Отечественную войну мозаик Янтарной комнаты, которую обнаружили и вернули в музей-заповедник «Царское Село» в начале 2000-х годов. Подлинная мозаика хранится в фонде, а в Янтарной комнате можно увидеть воссозданную реставраторами.
Студенты также посетили производственные помещения янтарной мастерской, специалисты которой участвовали в реставрации шедевров Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, Исаакиевского собора и других российских и зарубежных музеев. В небольшом одноэтажном флигеле расположены многочисленные помещения с рабочими зонами, кабинеты архитекторов, сметчиков.
В кабинете заместителя директора по янтарному производству – Константина Сергеевича Иванова особое внимание участников лаборатории привлекла обычная швейная машинка, переделанная в лобзик – с её помощью Константин Сергеевич проводит обработку янтаря для создания мозаики.
Подробнее о работе с янтарём, который называют «даром солнца» или «слезами моря», рассказала специалист по PR Царскосельской янтарной мастерской Ника Донская.
«Янтарь — очень хрупкий и необычный материал – ископаемая смола хвойных деревьев, которую сегодня классифицируют как поделочный камень. Работать с ним сложно. Например, он не любит быть подолгу на свету, а ещё теряет свою прочность и сияние, если находится долго на открытом воздухе, соприкасается с кожей. Всё это нужно учитывать, когда вы будете создавать дизайнерские решения для сувениров».
Ника Донская
Природный янтарь отличается чрезвычайно богатой палитрой цветов: от молочно-белого до тёмно-коричневого – всё зависит от примеси посторонних веществ в составе смолы. Это одна из причин, по которой работа реставраторов, работающих с этим материалом, считается сложной.
Ещё одна удивительная особенность янтаря — его запах. Если интенсивно потереть камень о наждачную бумагу, то можно ощутить лёгкий запах хвои или цитруса.
Завершилась программа экскурсией в Екатерининском дворце, где студентам рассказали об истории Янтарной комнаты. Это уникальное произведение искусства создали в XVIII веке в Пруссии для короля Фридриха I, а затем подарили Петру I. Однако основным украшением дворца Янтарный кабинет стал лишь во времена Елизаветы Петровны.
Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина фашистские войска перевезли Янтарную комнату в Королевский замок в Кёнигсберге. После этого её следы затерялись. Местонахождение Янтарной комнаты по-прежнему остаётся главной загадкой ХХ века.
Работы по воссозданию Янтарной комнаты продолжались более двадцати лет. В итоге мастера Царскосельской янтарной мастерской детально воссоздали уникальный шедевр искусства XVIII века.
Вдохновение дизайнеры будущих сувенирных новинок ГМЗ «Царское Село» искали не только в Янтарной комнате, но и в других залах Екатерининского дворца. Каждая деталь может стать частью «культурного кода». В то же время они подчеркнули, что с «омоложением» сувениров для Янтарной комнаты нужно быть аккуратнее – необходимо задать современное направление, но при этом учитывать исторический контекст.
Участники лаборатории отметили, что много узнали о янтаре как материале, и это очень пригодится им во время создания брендированной продукции. Также они планируют записаться на мастер-классы, где опытные реставраторы смогут дать советы и направить их работу в нужное направление.