Будущим реставраторам на мастер-классе в Русском музее показали, как увидеть невидимое и открыть тайны картин
Новые технологии позволяют расширить видение различных произведений искусства.
Современные методы исследования произведений искусства буквально позволяют заглянуть внутрь картины и сделать интересные, порой неожиданные открытия. Об этом рассказали студентам – участникам мастер-класса в отделе технологических исследований, работающем в Русском музее с начала 1970-х годов.

Заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро продемонстрировал, как изучение произведений живописи в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, а также при помощи рентгенографирования помогает определять наличие записей и тонировок.
Например, при исследовании
Кроме того, переписавшие портрет художники закрасили роскошный наряд и драгоценности опальной внучки Ивана V. В результате на месте парадного платья появился скромный халат, а сама она из царственной особы превратилась в постаревшую женщину в домашнем интерьере.
Благодаря рентгенограмме, показывающей внутреннее строение произведения, его пустоты и трещины, определяют подделки с искусственно нанесённой сеткой трещин – кракелюром.

По-прежнему активно применяется и исследование картин под микроскопом: оно выявляет набор пигментов и даёт понимание того, насколько старое это произведение.
«Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение позволяет расширить наше видение различных произведений – не только картин, но и, к примеру, бумаги, декоративно-прикладных изделий, икон. Но всё же главный, суперпрофессиональный метод исследования – это по-прежнему глаза. Если вы что-то видите своими глазами и можете правильно понять и интерпретировать увиденное – это уже больше половины успеха».
Сергей Сирро
Ультрафиолетовая область спектра показывает состояние поверхности картины, а инфракрасная область позволяет заглянуть под живописный слой, объяснил ведущий инженер отдела технологических исследований Вячеслав Торопов.

В частности, благодаря ультрафиолетовым лучам возможно оценивать толщину и сохранность лакового покрытия, находить участки более свежего лака и тёмные пятна поздних записей.
При съёмке же в инфракрасных лучах можно увидеть слои краски и подготовительного рисунка, в чём и убедились участники мастер-класса, рассматривая на мониторе различные произведения живописи.