«Архитектурный ансамбль»: почему масонский особняк на набережной Мойки не имеет никакого отношения к братству вольных каменщиков

Зодчий Виктор Шрётер стал одним из родоначальников так называемого «кирпичного стиля».

Архитектор Виктор Шрётер построил в Петербурге целый ряд необычных и не похожих друг на друга зданий. Одним из украшений города на Неве стал небольшой особняк на набережной Мойки, который зодчий возвёл для собственного семейства. С архитектурным наследием Шрётера познакомились герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна и Серёжа. 

Фото: Wikimedia Commons

Трёхэтажный дом отличается необыкновенным кирпичным фасадом, башенками и ажурными коваными элементами. Романтичными очертаниями он напоминает старинные строения Европы. Окна отличаются по размерам и формам, фасады асимметричны, но при этом гармонично объединены угловым эркером с башенкой и остроконечными щипцами

«В облике особняка есть элементы готической архитектуры: остроугольный фронтон, большое окно вытянутой формы. Дом стал предвестником модерна — стиля, который тогда ещё только вызревал. Но Виктор Александрович уловил модные тенденции и сумел воплотить их в индивидуальном эскизе».

Калерия Павловна

Этот небольшой дом в кирпичном стиле известен в Петербурге как дом-ларец, кирпичный замок или масонский особняк.

На самом деле к знаменитому братству вольных каменщиков ни архитектор, ни само здание не имеют никакого отношения. Дело в том, что на фасаде здания под кованым изящным балконом можно увидеть небольшой барельеф в квадратной раме, на котором изображены треугольник и циркуль в обрамлении лент.

Современники Шрётера решили, что это известные масонские символы, а значит, и хозяин дома принадлежит к масонской ложе. 

«Однако символы на барельефе говорят лишь о призвании автора – архитектуре. Это знак Петербургского общества архитекторов, основателем которого и был Виктор Александрович Шрётер».

Калерия Павловна

Не менее интересным с архитектурной точки зрения получился принадлежавший отцу зодчего доходный дом Шрётера на углу улицы Добролюбова и Зоологического переулка. 

Необычное здание состоит из двух частей, и по проекту Шрётера возвели только ту, что располагается по Зоологическому переулку. Вторая появилась уже после смерти выдающегося мастера. Таким образом, автором большей части дома стал Максимилиан Иеронимович Китнер, ученик Шрётера. 

Оба архитектора любили работать в так называемом «кирпичном стиле». В итоге обе части идеально гармонируют друг с другом. Догадаться о разном авторстве проектов и даже о разном времени постройки невозможно, если этого не знать. 

Одна из главных особенностей дома — игра контрастов. Например, скромный по тем временам терракотовый кирпич перемежается с гладкой бежево-розовой штукатуркой.

«Дом отличает также нестандартная расстекловка окон с отсылом к старинной Европе. Ещё одно напоминание о западной архитектуре – три фигурных щипцовых аттика на крыше».

Калерия Павловна

Подробнее об архитектурных особенностях доходного дома Шрётера и его жителях слушайте в подкасте «Архитектурный ансамбль».