«Архитектурный ансамбль»: почему доходный дом Толстой — неотъемлемая часть золотого фонда петербургского зодчества

Владелица здания никогда в нём не жила, а лишь сдавала квартиры внаём.

Архитектор Александр Сергеевич Хренов за свою долгую и успешную карьеру построил более тридцати зданий, и практически все они находятся в золотом фонде петербургского зодчества. Доходный дом графини Надежды Викторовны Толстой, созданный по его проекту, изучили герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна и Серёжа.

Фото: Wikimedia Commons

Бело-розовое пятиэтажное здание, построенное в 1900 году, находится на углу Потёмкинской и Фурштатской улиц. Первая из них появилась на картах города в конце XVIII века. Исторически она соединяла Кирочную и Шпалерную улицы, а участок магистрали у Невы появился только в 1980-е годы, когда убрали дом, загораживавший проезд к реке.

«Первое название Потёмкинской улицы, известное с 1776 года, – Артиллерийская Поперечная. Здесь находилась восточная граница Артиллерийской слободы, а перпендикулярные ей улицы – от Захарьевской до Кирочной – именовались Артиллерийскими. Сейчас улица носит имя славного екатерининского вельможи и фаворита Григория Потёмкина».

Калерия Павловна

Название «Фурштатская» связано с находившимся здесь в доме № 21 фурштатским двором. Само слово «фурштат» в переводе с немецкого означает фуражный обоз, то есть подводы с кормом для лошадей. 

«Для русского уха немецкое слово оказалось непонятным. Поэтому на старых картах фигурировали неправильные варианты написания. Сначала «Форштатская», а позднее «Фурштадтская». Да и сейчас горожане порой путают написание топонима».

Калерия Павловна

Участок на углу этих улиц графиня Надежда Толстая, урождённая Волконская, приобрела в 1899 году и поручила постройку здания уже известному на тот момент зодчему Александру Хренову. Но здесь она никогда не жила, а лишь сдавала квартиры внаём.

Доходный дом Толстой — пример архитектуры на излёте эклектики. Архитектор был щедр на декоративные элементы: здание украшают и лепнина над балконами и окнами, и высокие пилястры, и рустовка по нескольким этажам – причём везде разная.

«Сами окна тоже разной формы – обратите внимание. Даже основание эркера – декоративная поддержка – обильно украшено лепным декором. Отметим, пожалуй, умелое использование объёмов. По улице Потёмкинской архитектор соорудил два ризалита, умело играя с перепадами фасада, и один ризалит – на более короткой стене по Фурштатской улице. Ну просто прелесть!»

Калерия Павловна

Окна эркера выходят на Таврический сад — один из самых знаменитых парков Петербурга. Нужно сказать, что Александра Хренова нередко называли мастером эркеров. Именно срезанные углы, ярко выделенные выдающимися частями, стали визитной карточкой этого русского зодчего. 

Подробнее об истории дома Толстой, выдающихся жителях Потёмкинской и Фурштатской улиц и зданиях, построенных по проектам Хренова, слушайте в подкасте «Архитектурный ансамбль».