«Архитектурный ансамбль»: как мост, названный в честь испанца с русским сердцем, стал важной частью дорожной инфраструктуры Петербурга

Переправа появилась в преддверии Чемпионата мира по футболу, как и некоторые другие важные инфраструктурные объекты, например, «Газпром Арена».

Мост Бетанкура — самый молодой вантовый мост в Петербурге: его открыли в мае 2018 года. По новой городской переправе прогулялись герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна и Серёжа. 

Фото: Wikimedia Commons

Шестиполосный мост с велодорожкой и тротуаром стал одним из решений по транспортной разгрузке центральных районов.

Поскольку переправа неразводная, она обеспечивает круглосуточную связь Васильевского острова с Петроградской стороной. 

Вместе с Западным скоростным диаметром и набережной Макарова мост Бетанкура стал ещё и частью кратчайшего маршрута от аэропорта Пулково до стадиона «Газпром Арена».

Фото: Wikimedia Commons

Длина моста составляет почти километр, а с подъездами — 1200 метров. Стоит отметить, что переправа появилась в Петербурге к Чемпионату мира по футболу, как и некоторые другие важные инфраструктурные объекты.

«Вообще-то впервые о строительстве моста заговорили ещё в 2003 году, а в 2008 году был даже объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил эскиз стоимостью около 10 миллиардов рублей. Мостостроительная организация планировала возвести S-образную конструкцию вдоль острова Серный на высоте четырнадцати метров над Невой. Но с тем проектом что-то пошло не так, и идею заморозили. Но к ней всё равно пришлось вернуться, так как нужно было решать вопросы с трафиком в преддверии футбольного первенства. Чемпионат прошёл, а мост остался – на радость и для удобства горожан».

Калерия Павловна

Красивый, лёгкий, ассиметричный мост назван в честь выдающегося архитектора и инженера Августина Бетанкура, которого называли испанцем с русским сердцем. Покинуть родину его вынудили возникшие в Испанской империи волнения. В Россию Бетанкур приехал в 1808 году по приглашению императора Александра I в возрасте 50 лет.

За шестнадцать лет в нашей стране Августину Бетанкуру удалось создать столь многое, что не каждый успевает за всю жизнь. В частности, он построил институт Корпуса инженеров путей сообщения и здание московского Манежа. 

Также по его замыслу возвели первый постоянный мост через Малую Невку – Каменноостровский. Позже инженер заложил основы проектирования новых конструкций мостов – висячих: Пантелеймоновского, Египетского, Почтамтского, Банковского и Львиного.

«Бетанкур спроектировал устройства для установки колонн Исаакиевского собора. Они послужили образцом для системы механизмов, с помощью которой подняли Александровскую колонну на Дворцовой площади. Умер Августин Бетанкур 26 июля 1824 года, его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. А в 1979 году прах и надгробный памятник перенесли в Некрополь Александро-Невской Лавры».

Калерия Павловна

Подробнее об инженерных особенностях нового вантового моста через Малую Неву и об архитектурном наследии Августина Бетанкура слушайте в подкасте «Архитектурный ансамбль»