«Архитектурный ансамбль»: как инженер Грибоедов спас канал, который затем назвали в честь писателя Грибоедова

Одно из самых примечательных зданий на набережной — дом Энгельгардта.

Канал Грибоедова, до 1923 года называвшийся Екатерининским, — искусственный водоём длиной пять километров, который берёт начало от реки Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна и Серёжа прогулялись вдоль водной артерии и познакомились с историей знаменитого дома Энгельгардта.

Примечательно, что в судьбе канала сыграли роль два выдающихся человека с фамилией Грибоедов. Одного из них – писателя, драматурга, русского дипломата, погибшего в Иране, все прекрасно знают. Это Александр Сергеевич Грибоедов, который с ноября 1816-го по август 1818 года жил на набережной Екатерининского канала, 104, в доходном доме Вальха. Здесь же он, по свидетельствам очевидцев, написал первые сцены «Горя от ума».

Но есть и другой замечательный Грибоедов — Константин Дмитриевич, —выдающийся инженер, благодаря которому канал сохранили и привели в порядок. 

«В начале прошлого столетия Екатерининский канал находился в плачевном состоянии, из-за чего местные власти хотели сровнять его с землёй. На месте водоёма предлагалось проложить трамвайные рельсы, построить доходные дома и магазины. Проект представили на рассмотрение Николаю II, но тот его отклонил. А инженер Константин Грибоедов сумел убедить правительство не только в том, что канал необходим, но и уговорил выделить средства из местного бюджета на его очистку и обустройство».

Калерия Павловна

Одно из самых примечательных зданий на набережной канала — дом Энгельгардта, известный как один из центров музыкальной жизни Петербурга. В 1799 году особняк, принадлежавший наследникам князя Александра Михайловича Голицина, выкупил эксцентричный миллионер Михаил Кусовников, который передал его своей дочери Ольге. Она же в свою очередь стала сдавать помещения Петербургскому филармоническому обществу.

«Здесь стали устраивать симфонические концерты, выступал хор капеллы. На первом этаже работала книжная лавка издателя Сленина. Её посещали Пушкин, Жуковский, Крылов, Вяземский, Рылеев. В конце концов Кусовникова вышла замуж за барона Василия Энгельгардта, внучатого племянника светлейшего князя Потёмкина. Молодожёны решили перестроить особняк по проекту архитектора Поля Жако. И тот добавил к сооружению четвёртый этаж, придав дому классические черты».

Калерия Павловна

Чета Энгельгардт начала сдавать помещения особняка для концертов и вечеров. Два верхних этажа превратились в гостиницу, а на первом расположились магазины и рестораны. Впрочем, Энгельгардту было не чуждо и меценатство. Он покровительствовал талантам, в том числе и великому Пушкину. 

Поэт посетил дом Энгельгардта за три дня до своей дуэли с Дантесом. Свидетелем визита стал молодой Иван Тургенев, который потом описал это событие. Особняк Энгельгардта вошёл и в историю русской литературы — события драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» происходят именно здесь.

В 1835 году привилегия на проведения маскарадов отошла дирекции императорских театров. С тех пор дом Энгельгардта продолжил своё существование как центр музыкальной жизни: здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, в том числе Ференц Лист. А 2 февраля 1838 года в доме Энгельгардта прошло торжественное празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия литературной деятельности Ивана Крылова.

Фото: Wikimedia Commons

В 1856 году в особняке Энгельгардта произошёл сильный пожар. Полностью выгорели концертный зал и работавший здесь «Энциклопедический базар русских мануфактурных изделий». В 1859 году в практически заново отстроенном здании открылось Купеческое собрание.

Подробнее о дальнейшей истории дома Энгельгардта, в том числе о том, как советским инженерам удалось встроить в здание вестибюль станции метро «Невский проспект», слушайте в подкасте «Архитектурный ансамбль»