«Архитектурный ансамбль»: как инженер Грибоедов спас канал, который затем назвали в честь писателя Грибоедова
Одно из самых примечательных зданий на набережной — дом Энгельгардта.
Канал Грибоедова, до 1923 года называвшийся Екатерининским, — искусственный водоём длиной пять километров, который берёт начало от реки Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна и Серёжа прогулялись вдоль водной артерии и познакомились с историей знаменитого дома Энгельгардта.

Примечательно, что в судьбе канала сыграли роль два выдающихся человека с фамилией Грибоедов. Одного из них – писателя, драматурга, русского дипломата, погибшего в Иране, все прекрасно знают. Это Александр Сергеевич Грибоедов, который с ноября 1816-го по август 1818 года жил на набережной Екатерининского канала, 104, в доходном доме Вальха. Здесь же он, по свидетельствам очевидцев, написал первые сцены «Горя от ума».
Но есть и другой замечательный Грибоедов — Константин Дмитриевич, —выдающийся инженер, благодаря которому канал сохранили и привели в порядок.
«В начале прошлого столетия Екатерининский канал находился в плачевном состоянии, из-за чего местные власти хотели сровнять его с землёй. На месте водоёма предлагалось проложить трамвайные рельсы, построить доходные дома и магазины. Проект представили на рассмотрение Николаю II, но тот его отклонил. А инженер Константин Грибоедов сумел убедить правительство не только в том, что канал необходим, но и уговорил выделить средства из местного бюджета на его очистку и обустройство».
Калерия Павловна
Одно из самых примечательных зданий на набережной канала — дом Энгельгардта, известный как один из центров музыкальной жизни Петербурга. В 1799 году особняк, принадлежавший наследникам князя
«Здесь стали устраивать симфонические концерты, выступал хор капеллы. На первом этаже работала книжная лавка издателя Сленина. Её посещали Пушкин, Жуковский, Крылов, Вяземский, Рылеев. В конце концов Кусовникова вышла замуж за барона Василия Энгельгардта, внучатого племянника светлейшего князя Потёмкина. Молодожёны решили перестроить особняк по проекту архитектора
Калерия ПавловнаПоля Жако . И тот добавил к сооружению четвёртый этаж, придав дому классические черты».
Чета Энгельгардт начала сдавать помещения особняка для концертов и вечеров. Два верхних этажа превратились в гостиницу, а на первом расположились магазины и рестораны. Впрочем, Энгельгардту было не чуждо и меценатство. Он покровительствовал талантам, в том числе и великому Пушкину.
Поэт посетил дом Энгельгардта за три дня до своей дуэли с Дантесом. Свидетелем визита стал молодой Иван Тургенев, который потом описал это событие. Особняк Энгельгардта вошёл и в историю русской литературы — события драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» происходят именно здесь.
В 1835 году привилегия на проведения маскарадов отошла дирекции императорских театров. С тех пор дом Энгельгардта продолжил своё существование как центр музыкальной жизни: здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, в том числе Ференц Лист. А 2 февраля 1838 года в доме Энгельгардта прошло торжественное празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия литературной деятельности Ивана Крылова.

В 1856 году в особняке Энгельгардта произошёл сильный пожар. Полностью выгорели концертный зал и работавший здесь «Энциклопедический базар русских мануфактурных изделий». В 1859 году в практически заново отстроенном здании открылось Купеческое собрание.
Подробнее о дальнейшей истории дома Энгельгардта, в том числе о том, как советским инженерам удалось встроить в здание вестибюль станции метро «Невский проспект», слушайте в подкасте «Архитектурный ансамбль».