«Архитектурный ансамбль»: чем Соляной переулок отличается от других улиц имперской столицы

Словосочетание «Соляной городок» слышали все, но не каждый петербуржец скажет, где он находится.

Соляной переулок – одна из самых красивых улиц города, настоящее собрание архитектурных шедевров. По тихому и изысканному уголку Петербурга прогулялись герои программы «Архитектурный ансамбль» Калерия Павловна, Пётр и Серёжа. 

Ещё при Петре I, в 1718 году, в этом квартале заложили партикулярную, то есть гражданскую верфь. Она предназначалась для строительства и продажи частных судов. Здесь же можно было и пройти курс обучения искусству хождения под парусом и на вёслах. При Екатерине II верфь перенесли на Выборгскую сторону. Вместо неё на берегу Фонтанки разместили склады вина и соли, которые и дали название этому месту.

«Надо сказать, что словосочетание „Соляной городок“ слышали все, но не каждый петербуржец скажет, где он находится. А между тем и найти его проще простого – по огромному стеклянному куполу Академии Штиглица и яркой красно-белой Пантелеймоновкой церкви. Выгодное отличие Соляного переулка от большинства других улочек центра нашей имперской столицы – это бульвар! По обеим сторонам дороги расположены газоны, растут традиционные для Петербурга липы. И даже есть зелёный сквер – сад писателя Даниила Гранина». 

Калерия Павловна

Самое известное здание Соляного переулка – Академия Штиглица. К концу XIX века старые постройки улицы были снесены, и один из участков выкупил один из богатейших людей в Российской империи – банкир и промышленник Александр Людвигович Штиглиц. 

Фото: Wikimedia Commons

Он заказал постройку здания Центрального училища технического рисования Максимилиану Месмахеру. Работа закончилась в короткие сроки, с 1879 до 1881 год. В доме, где планировалось обучать молодых людей прикладному искусству, также обустроили музей. Однако собрание пополнялось так быстро, что скоро для него потребовалось отдельное здание, которое также построил Месмахер.  

«Месмахер создал выразительные фасады в стилистике венецианского ренессанса с полуциркульными окнами и декоративными колоннами. Центральная часть огромного здания выделена ризалитом с треугольным фронтоном. Внутри него барельефы с изображением муз и художника. Интересно, что в образе живописца Месмахер запечатлел себя самого».

Пётр

В нишах боковых ризалитов находятся скульптурные группы, с одной стороны изображён покровитель ремёсел бог Гефест, а с другой – покровительница искусств Афина Паллада. Завершает здание мощный антаблемент с фризом, декорированным фигурами младенцев путти и грифонов, мозаичными вставками и медальонами, посвящёнными выдающимся деятелям искусств.

Подробнее о выдающихся постройках Соляного переулка и его жителях слушайте в программе «Архитектурный ансамбль».