Архитектурная шкатулка: чем Китайский дворец русской императрицы удивил гостей фестиваля «Друзья Петербурга»
Единственный сохранившийся в России памятник XVIII века в стиле рококо вот уже третье столетие поражает посетителей своим роскошным убранством.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Петергоф»
Участники ежегодного фестиваля «Друзья Петербурга» посетили личную резиденцию Екатерины II, куда приглашали только избранных и самые близких.

Создавая для императрицы шедевр в глубине Верхнего парка Ораниенбаума, гениальный архитектор Антонио Ринальди выполнил его в виде летнего павильона с семнадцатью неповторимыми парадными залами.
Увидеть их в первозданном виде стало возможным благодаря масштабной реставрации, проводившейся при поддержке ПАО «Газпром» с 2007 по 2024 годы. Дворец, уцелевший во время Великой Отечественной войны, восстанавливался с максимальным сохранением подлинности, а все предметы интерьера и мебели из фондов музея были возвращены на свои исторические места.
Попадая в Китайский дворец, гости оказывались в передней, ставшей своеобразным заглавием ко всем последующим интерьерам. Изысканная отделка стен и живописный потолочный плафон «Аполлон и искусства» всегда производили на гостей неизгладимое впечатление. А Екатерина с удовольствием наблюдала за их реакцией и показывала остальные комнаты собственной дачи, напоминающей скорее шкатулку с драгоценностями.

При этом, осознавая, какой художественной ценностью обладают созданные Ринальди интерьеры, императрица лишь изредка наведывалась в Китайский дворец вместе с визитёрами, желая сохранить работу архитектора для следующих поколений.
Проходя через небольшую, но роскошную гардеробную, где до сих пор стоит изящное бюро XIX века из Дрездена, посетители попадали в розовую гостиную. Изначально стены в этом зале были обтянуты шёлком, однако в XIX веке обветшавший материал пришлось заменить на бумажные обои, украшенные медальонами с амурами. Во времена Екатерины II эту комнату ещё называли детской, поскольку рядом находилась опочивальня юного наследника российского престола — будущего императора Павла I.

По воспоминаниям современников, в противовес воздушной гостиной, стены в комнате цесаревича были обтянуты умиротворяющим зелёно-голубым штофом. Этот интерьер гармонично дополнял кабинет Павла с великолепными панно из тёмного дерева, находившийся справа от его спальни.

Слева от розовой гостиной появилась голубая гостиная, напоминающая о море и достижениях российского флота, которому как бы покровительствуют античные боги, изображённые над дверными проёмами. Ещё одним украшением этого парадного зала является сохранившийся с XVIII века уникальный наборный паркет.
Во время экскурсии по Китайскому дворцу специалист ГМЗ «Петергоф» отметила, что изначально полы в этой летней резиденции были сделаны из искусственного мрамора. Однако из-за слишком низкого фундамента находящиеся под ним балки вскоре прогнили от сырости, и тяжёлый пол просел, утратив привлекательный внешний вид.
Исправляя свою ошибку, Ринальди не только полностью воссоздал на паркете рисунки, украшавшие предыдущее покрытие, но и поступил как новатор, используя при выкладке узорного пола до 50 сортов древесины, тогда как его современники редко использовали больше пяти пород. Кроме того, для каждого зала был разработан свой уникальный рисунок, который не повторялся ни в одной из комнат.
То, как вдумчиво мастер подходил к работе над каждой деталью Китайского дворца, будь то декоративные элементы на стенах, плафоны или полы, лучше всего демонстрирует одна из самых нарядных комнат — зал муз в восточном крыле, где с помощью темперных красок живописью на тему любви, красоты, прославления искусств и наук заполнено всё пространство.

Оказываясь здесь летним днём, императрица могла настежь распахнуть ведущие в сад двери-окна, позволив лучам солнца подчеркнуть красоту и текстуру дерева, выбранного для паркета, а также наполнить одну из самых романтичных комнат пением птиц и ароматом душистых цветов.

Выходя из зала с музами, гости попадали в парадную анфиладу, где дверные проёмы будто нанизаны на одну ось и формируют единое архитектурное пространство.
Больше всего поражает воображение стеклярусный кабинет, получивший своё название из-за переливающихся на свету панно на стенах. Для создания 12 сверкающих пейзажей в стиле шинуазри потребовалось более 2 млн трубочек из молочного стекла с Ломоносовской фабрики.
Рядом со стеклярусным кабинетом архитектор разместил Большой круглый зал, где проходили пышные приёмы и пиршества. Желая создать торжественную и величественную атмосферу, Ринальди обратился к классицизму, сделав восьмиметровый потолок и используя в качестве украшения колонны.

В этой комнате Екатерина II хотела подчеркнуть преемственность своей власти от русских императоров, поэтому над дверными проёмами можно увидеть барельефы с портретами Петра Великого и его дочери Елизаветы I. Во время приёмов и праздников оркестр обычно располагался в соседнем кабинете с эффектным лепным декором, а следом за ним шёл Малый китайский кабинет с шёлковыми стенами, расписанными сказочными птицами и цветами в китайском стиле.

Создавая этот кабинет и следующую за ним китайскую галерею, разделённую на «небесную» и «земную» части, архитектор позволил себе воплотить в жизнь фантазийные образы, основанные на важных в китайской культуре символах. Так, у драконов, расположившихся под потолком, можно заметить птичьи головы и рыбьи хвосты.

Последними после реставрации, проведённой при поддержке ПАО «Газпром», для посетителей открылись последние четыре из семнадцати парадных залов Китайского дворца: Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины, где императрица проводила особенно много времени, с самого раннего утра погрузившись в работу.

Кроме того, в ходе завершившейся в июне 2024 года реставрации были воссозданы декоративное и тканое убранство Китайского дворца, а также приобретены уникальные аутентичные элементы быта, которые позволяют увидеть творение великого Ринальди во всём его великолепии.