«Наставничество — это возможность поделиться самым ценным и важным жизненным опытом»
Важно не дать угаснуть пламени, восторгу от того дела, которому наставник посвятил жизнь, передать его — как Прометей в своё время передал огонь людям.
Ежегодно 17 января отмечается Международный день наставничества — праздник, посвящённый людям, которые помогают другим развиваться, обретать новые знания и навыки.
В проекте ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» наставничество — и отдельное направление, и одна из фундаментальных ценностей, объединяющая все лаборатории, арт-резиденции, программы, школы, мастер-классы и занятия. Создание открытой творческой и образовательной среды, вовлечение в созидание, продолжение лучших профессиональных традиций, содействие развитию студентов и молодых специалистов — важнейшая наша цель.
Эксперты «Друзей Петербурга» рассказали, в чём видят смысл, цели и ценности наставничества, а также поделились воспоминаниями, как наставники повлияли на их собственное профессиональное развитие.
Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Русского музея:
«Наставничество для меня — это в первую очередь введение молодых специалистов в практическую сферу деятельности и передача им профессионального опыта.
В реставрационной отрасли важное место занимает совместная работа опытных мастеров с молодыми коллегами на одном объекте, что называется, „из-под руки“. Знания, полученные молодёжью в профильных вузах и колледжах, — всего лишь база, основа для дальнейшего развития. Идеальных произведений, попадающих в руки реставраторов, нет. Каждое из них индивидуально, каждое со своей „изюминкой“.
Задача наставника и заключается в том, чтобы ввести молодого специалиста в профессиональный круг, научить его смотреть шире и выявлять особенности сохранности картин, анализировать и рассуждать. И только потом — пробовать и исполнять. Ведь будущее нашего национального достояния в их руках.
Для меня этап наставничества оказался очень важным в 1977–78 годах, когда я выполняла дипломные работы в мастерской реставрации масляной живописи Русского музея. Одна из картин значительно превосходила требования, предъявляемые студентам-дипломникам.
И вот известнейший на всю страну художник-реставратор, заведующий отделом реставрации Государственного Русского музея Ананий Бархошабович Бриндаров, подсаживался к моему рабочему столу и тихим голосом погружал меня в секреты ремесла. Подсказывал, что нужно попробовать сделать и почему. Учил думать, а не только выполнять предложенную методику.
Я благодарна ему всей моей профессиональной жизнью за полученный опыт».
Лиза Савина, куратор:
«Наверное, любой человек, погруженный в ту или иную профессию, в какой-то момент накапливает опыт и знания, которыми не просто хочет, а считает необходимым поделиться — как минимум, чтобы не начинать каждый раз с нуля.
В целом именно через практику передачи опыта и навыков происходит формирование профессионального поля. Но я себя наставником не считаю. Мне кажется, моя миссия скорее состоит не в наставлении, а в создании условий, которые раскрывают возможности уже имеющихся профессиональных навыков.
Хотя жизнь распоряжается таким образом, что я уже несколько лет участвую не только в создании художественных сред, но и в «выращивании» менеджеров и продюсеров для культурных проектов. Неизвестно, кстати, что важнее…
Лично я профессионально формировалась, когда моя специальность в России только зарождалась. Поэтому не могу кого-то назвать именно своим наставником. На мою оптику как экспозиционера, например, сильно повлиял великий фотограф Александр Китаев. Он научил видеть довольно тонкие вещи, без которых невозможна хорошая выставка чёрно-белой бромсеребряной фотографии. Думаю, то, чему я тогда научилась, укоренилось во мне на всю жизнь».
Николай Плоткин, мастер Царскосельской янтарной мастерской, руководитель проекта воссоздания личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца:
«„Наставничество“– прекрасный проект, который позволяет профессионалам в своей области общаться с молодым поколением, передавать им знания.
Кроме того, я тоже учусь у них, в том числе понимать их ценности, желания и стремления. Это очень важно для руководителя проекта или бригады.
Лично я, когда только пришёл в профессию, не был уверен в себе. Можно сказать, я испугался. Но мои наставники в тот момент поверили в меня, и мы договорились, что если через семь дней я не захочу остаться и развиваться как реставратор, то уйду. Мои преподаватели сделали всё возможное, чтобы я поверил в себя. И сегодня я счастлив, потому что занимаюсь любимым делом. Реставрация – моё призвание.
И один из моих наставников, когда выходил на пенсию, сказал, что я превзошёл его в мастерстве реставрации паркета. Всего одна фраза, но какое колоссальное значение она для меня имеет!»
Мария Вяткина, наставник волонтёров «Друзей Петербурга»:
«Наставничество — это возможность поделиться самым ценным и важным жизненным опытом. Важно не дать угаснуть пламени, восторгу от того дела, которому наставник посвятил жизнь, передать его — как Прометей в своё время передал огонь людям.
Лично для меня наставничество — доверие и те успехи, которых достигают молодые ребята, их креативные проекты и дальнейшая карьера.
При этом наставник не всегда тот, кто старше тебя по возрасту. Учиться можно — и я бы сказала, нужно — вне зависимости от того, сколько тебе лет. Как же классно почувствовать себя студентом! Для меня таким наставником в проекте „Друзья Петербурга“ стала Наташа Агапова, куратор курса арт-медиации.
Она открыла во мне новую меня, подарила веру в свои силы, мудро и доброжелательно направляя. Сегодня я сама провожу арт-медиации и горжусь тем, что Наташа пришла на одну из них как посетитель и друг. Её советы и участие окрыляют.
В Институте культуры моим наставником была доктор педагогических наук, профессор Галина Феофановна Гордукалова. Увы, она рано ушла из жизни, но её свет и доброта до сих пор согревают не только меня, но и моих сокурсниц. Галина Феофановна была не только проводником в мире профессии, но и другом, наставником, который искренне переживал с нами и наши влюблённости, и душевные драмы».
Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Русского музея:
«Мастер-класс проекта „Друзья Петербурга“, который прошёл на выставке «Россия» на ВДНХ в павильоне ПАО «Газпром», оказался для меня крайне интересным опытом наставничества. Он был посвящён реставрации произведения Карла Брюллова „Последний день Помпеи“. Занятие было рассчитано не на узкоспециализированную аудиторию, уже знакомую с профессией, а на широкую публику.
Главной нашей целью было рассказать про профессию реставратора. Чтобы провести мастер-класс, изготовили специальные макеты, которые представляли из себя фрагменты картины, покрытые сверху водоразмываемым составом. Он имитировал толстую неравномерную плёнку пожелтевшего от времени лака. Участникам встречи предстояло ватными тампонами попытаться послойно утоньшить эту имитацию по всей поверхности макета.
Интересно было общаться со зрителями. В каждом из них можно было сразу почувствовать характер возможного будущего реставратора. Кто-то сразу активно работал по всей поверхности, стараясь получить максимально быстрый результат. Кто-то сосредоточенно отрабатывал методику на краю учебного пособия, с осторожностью начинал работать с поверхностью сантиметр за сантиметром.
Особый интерес вызывала работа наших молодых гостей, посетивших мастер-класс. Они наравне со взрослыми серьёзно отнеслись к работе, внимательно и сосредоточенно занимались расчистками. Возможно, кто-то из них в будущем выберет профессию реставратора».
Екатерина Шапкайц, художник по костюмам в театре и кино. Заслуженный художник России, многократный лауреат премий киноакадемии «Золотой Орёл» и «Ника», лауреат премии гильдии Художников кино «Стальной Леонардо»:
«Основа всякой цивилизации — связь поколений через передачу личного опыта в памятниках искусства, книгах и артефактах. Но ничто никогда не заменит личного общения человека, который начинает свой профессиональный и человеческий путь, с тем, кто большую его часть прошёл.
Главную задачу наставничества я вижу в том, чтобы человек познакомился с собой. Чтобы он понял, что ему нравится делать, что – нет. Что у него получается легко, что – трудно. Может, то, что было просто и уже не стоит усилий – не привлекает, а ценно то, что тяжело даётся. А, может, легко можно сделать больше всего, и в конечном итоге результат будет ошеломительным.
И в идеале по окончании обучения человек уже понимает, что его, а что — нет, куда стоит двигаться. То есть намечается Путь».