Инклюзивный маршрут
по Зубовскому флигелю

«Инклюзивный маршрут» — проект «Друзей Петербурга» и музея-заповедника «Царское Село», представленный в рамках третьего фестиваля «Друзья Петербурга».

Его для личных апартаментов императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце разработали студенты петербургских вузов — участники междисциплинарного курса «Наставничество». Совместно с сектором инклюзивных программ ГМЗ «Царское Село» был подготовлен маршрут с тактильными моделями и аудиогидом. Главной задачей проекта стало развитие инклюзивной культуры в музейном пространстве. Среди объектов в составе инклюзивного маршрута — макеты архитектурного ансамбля Екатерининского дворца и своды Купольного зала в разрезе, копия бюста Екатерины II, кусок резного мрамора, потолочная розетка кессонированного свода, а также другие декоративные элементы интерьера. Подписи к экспонатам содержат информацию на языке Брайля. Таким образом музей и проект «Друзья Петербурга» создают доступную среду для тех, кто интересуется культурным наследием страны, но ограничен в своих возможностях.

Аудиогид озвучен Виктором Евгеньевичем Бугаковым — актером Большого драматического театра имени Георгия Александровича Товстоногова.


Вступление:

Вступление подготовлено и озвучено участниками проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» Софией Цыганковой и Георгием Хайдуком.


Купольный зал

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Купольный зал – это помещение 9 на 9 метров с перекрытием в виде купола над центром зала. Высота стен зала - более 8 метров.

Паркет в зале коричневого цвета с тёмными геометрическими узорами.

В зале расположены друг напротив друга две высокие белые двустворчатые двери. Они оформлены порталами и широкими карнизами из гипса. На порталах лепной узор в виде гирлянды из овалов с восьмилепестковыми цветами внутри, на карнизах – лепной орнамент из чередующихся медальонов с черепами длиннорогого барана и греческих амфор.

Стены Купольного зала окрашены в серый цвет. На стенах на высоте около метра от пола по периметру зала идет широкая полоса темно-пудрового цвета, то есть красного цвета с синим и серым отливом. Снизу она ограничена широким плинтусом, а сверху – узким карнизом. Декоративный настенный плинтус и карниз сделаны из гипса и окрашены в белый цвет.

Слева от входной двери на стене - три высоких четырёхметровых окна, на противоположной стене – в центре одно большое окно, а по обеим сторонам от него две балконные двери с выходами на маленькие балконы. На окнах и балконных дверях двухслойные шелковые портьеры с ламбрекенами и подхватами, украшенными тяжёлыми кистями. Ламбрекен – это горизонтальная драпировка в верхней части окна.Нижние портьеры – темно-зеленого цвета, верхние портьеры, ламбрекены и кисти – песочного цвета.

Четыре угловые зоны Купольного зала отделены от общего пространства стационарными перегородками с двумя прямоугольными входами. Они назывались «угловые кабинеты», в них при Екатерине II размещались фаянсовые печи в виде ваз белого цвета.

В центре зала расположены 16 деревянных колонн, образующих квадрат – по 4 на каждой стороне. Капители и базы колонн за счет позолоты выглядят металлическими, а стволы колонн – каменными за счет коричневого цвета искусно имитирующего текстуру и оттенок порфира. Порфир – это декоративный камень вулканического происхождения.

Четыре внешних верхних угла «кабинетов» и колонны объединены четырьмя антаблементами. Антаблемент – это горизонтальная балка. Между колоннами подвешены светильники в виде стеклянных ваз с лампами в форме свечей.

На высоте 4-х метров от пола стены переходят в арочные своды, на которые опирается основание купола. Свод – это выгнутая вверх плоскость в виде арки и вытянутая вдоль стены.

Боковые своды украшены большими восьмиугольными и маленькими четырехугольными кессонами с лепными розетками. Кессоны – это небольшие углубления на сводах, розетка – это архитектурно-декоративная деталь в виде цветка.

Купол расписан изображениями античных персонажей, лир, растительным орнаментом. Нижняя часть купола прорезана шестью люнетами. Люнеты – это сквозные арки высотой около метра. На стенках люнетов изображена зеленая листва деревьев.

Из скрытых окон под потолком зала на изображения в люнетах попадают солнечные лучи, придавая залу вид античной виллы под южным небом.


Историческая справка

Купольный зал был спроектирован и отделан архитектором Чарльзом Камероном. Часто зал использовался в качестве приватной комнаты для обедов со свитой. В центре стоял круглый стол, сервированный фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов. Поэтому у зала есть еще название – Купольная столовая.

Купольная столовая входила в число сугубо личных комнат Екатерины II: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала.

Китайский зал

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Китайский зал представляет собой прямоугольное пространство длиной – 19 с половиной метров, шириной – 9 метров, высотой – 8 с половиной метров.

Паркет уложен в виде геометрического орнамента из многократно повторяющихся фигур, соединенных линиями: звёзды с расходящимися лучами, ромбы и цветочные мотивы. Цветовая гамма исполнена в коричневых, бежевых и черных тонах.

Из Купольного зала в Китайский зал ведёт двустворчатая дверь. На противоположной стене, примыкая к правому углу зала, – открытая двустворчатая дверь соединяет Китайский зал с Серебряным кабинетом. Вплотную к левому углу той же стены находится двустворчатая ложная дверь. Слева от нее, уже на другой примыкающей стене, распахнутые двустворчатые двери ведут в Лионский зал.

Все двери зала единообразны. Высокие дверные полотна покрыты стеклянными пластинами терракотового и зелено-бирюзового цвета, на которую наложен геометрический узор из бронзы. Дверные проемы обрамлены порталами шириной 20 сантиметров.

Портал – это архитектурный элемент, декоративное обрамление вокруг двери, дверного проема, окна, зеркала, камина. Портал может быть выполнен из разных материалов: дерева, камня, металла, гипса, стекла и т.п. Порталы дверей украшает орнамент из разноцветных деревянных вставок Красный, голубой, желтый и зеленый цвета чередуются в ритмичном порядке.

Стены зала выкрашены в светло-бирюзовый цвет.

Китайский зал является двусветным залом. В нем два ряда окон, расположенных друг над другом.

Двусветным называют зал в два этажа и двумя рядами окон, не разделенными перекрытием. Вторым светом называют верхний ярус стен и окон.

Справа от входной двери в Китайский зал на стене в нижнем ряду расположены 5 стеклянных балконных дверей. Они декорированы порталами, такими же, как и те, что украшают входные двери в зал, и имеют обрамление в виде разноцветных деревянных прямоугольников: красный, голубой, красный, желтый, красный, зеленый.

На окнах свисают шелковые портьеры красного и кремового цвета. В верхнем ряду над балконными дверями расположены 5 прямоугольных маленьких окон с темно- красными шёлковыми портьерами.

На противоположной стене по центру – камин, над ним ложное маленькое прямоугольное окно с темно- красными шёлковыми портьерами.

Слева от камина на стене – две пары окон – над двумя большими в обрамлении порталов с цветными деревянными вставками и с портьерами красного и кремового цвета - два маленьких прямоугольных окна с красными шелковыми портьерами.

Справа от камина располагается пара ложных окон: на уровне камина - большое, над ним - маленькое, правее открытая дверь в Лионский зал, над ней - маленькое ложное окно. Камин сделан из белого каррарского мрамора. П-образный портал камина покрыт рельефным геометрическим узором. Боковые колонны камина круглые, с рельефным изображением вьющегося растения и ящериц. Перед камином стоит невысокая каминная решётка из позолоченной бронзы. Внутри камина два тагана в форме бруска, из позолоченной бронзы, украшенные драконами с крыльями и закручивающимися хвостами. Таган – каминная подставка для дров.

В центре каминной полки стоят часы в форме архитектурного сооружения в китайском стиле.

По обеим сторонам от часов стоят два позолоченных бронзовых подсвечника со скульптурными изображениями крылатых драконов в китайском стиле. Они, как и таганы, являются примером стиля шинуазри – европейской интерпретации китайского искусства и дизайна. По углам каминной полки стоят два китайских цилиндрических сосуда из белого фарфора, расписанного в стиле «хуаняо» - «цветы-птицы». У каждого сосуда есть небольшой носик, как у чайника.

Над камином висит прямоугольное вертикально ориентированное зеркало в золоченной резной раме из липы в виде двух переплетающихся лиственных стеблей. По обеим сторонам от зеркала на стене висят карсельские светильники-бра. В нижней части рожка – фарфоровая круглая ваза – резервуар для масла. Вверху – белый круглый плафон для рассеивания света. Резной рожок и подвески светильников выполнены из позолоченной бронзы. Белый плафон крепится на фарфоровой основе, расписанной цветами.

Потолок Китайского зала по периметру обрамлен орнаментом, представляющим собой сочетание меандра с ростками бамбука. Непрерывная лента прямоугольных изгибов меандра пересекается линией бамбуковых ростков, которая делит меандр на две равные части – верхнюю и нижнюю. Основное пространство живописного потолка (плафона) разделено на секции полосами так называемого «бесконечного узора» - китайского орнамента в виде сцепленных ромбов. Плафоном называют расписной или лепной потолок.

Внутри каждой секций расположены живописные изображения, вписанные в разные формы – круглые медальоны и пятиугольники. Пятиугольники расположены по периметру плафона, круглые медальоны по его центральной оси. Живописные изображения посвящены фантазийным сценам из жизни Китая с идиллическими пейзажами - «лунными», то есть изогнутыми в виде полумесяца, мостиками, цветущими растениями, парящими в воздухе качелями. В одном из круглых медальонов изображены взрослый и двое мальчиков. Взрослый одет в «ханьфу» - традиционный китайский халат с запахом. В правой руке он держит игрушку - ветряную вертушку, а указательным пальцем левой руки указывает на неё – это жест объяснения или игры. Мальчики одеты в короткие халаты с запахом и широкий штаны. У одного из мальчиков традиционная прическа - голова выбрита, но оставлены три пучка волос – на макушке и на висках, а также одна прядь волос на затылке заплетена в «косу долголетия». У второго голова покрыта бамбуковой конической шляпой – «доули». Этот мальчик изображен верхом на деревянной лошадке – игрушке в виде головы лошади, прикрепленной к палке.

Всё пространство Китайского зала уставлено стеклянными витринами, в которых размещены предметы быта и произведения декоративно- прикладного искусства Китая: посуда, одежда, мебель и т.п.


Историческая справка.

Первоначальный проект Китайского зала принадлежал архитектору Юрию Фельтену, но был реализован по проекту архитектора Чарльза Камерона. Камерон дополнил зал, используя китайские мотивы, созданные им и воплощенные мастером «резного и золотарного дела» Жан-Батистом Боде-Шарлеманем. Среди них: белый мраморный камин, золоченная рама зеркала, таганы. Камин и таганы XVIII века, уцелели во время Великой отечественной войны.

В Китайском зале, полностью разрушенном в годы Великой Отечественной войны, главным украшением были лаковые панно, они не сохранились.

По предоставленным музеем аналогам – сохранившимся панно XVIII века из Китайского театра, китайская компания «Синьсинши» создаст 151 панно в традиционных техниках куанцай (резной полихромный лак) и мяоцзинь (золотой лак по чёрному лаку). В 2026 году эти панно украсят воссозданный Китайский зал.

Китайский зал – это самый большой зал среди личных покоев императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. В нем статс-секретари ожидали приема императрицы, чаще всего она принимала их в Серебряном кабинете.

Серебряный кабинет

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Серебряный кабинет и следующие за ним комнаты - Опочивальня, Табакерка и Зеркальный кабинет образуют анфиладу – ряд последовательно расположенных покоев, размещенных на одной оси. Дверные проемы расположены ближе к правому углу комнат. Благодаря такому расположению комнат создается выразительная и удивительная красивая перспектива всех интерьеров. Посетитель пересекает все комнаты анфилады по их ширине вдоль окон или балконных дверей.

Серебряный кабинет – небольшое, прямоугольное помещение, в которое мы попадаем из Китайского зала. Длина комнаты – 5 с половиной метров, ширина - чуть больше 4-х метров, высота стен – 5 метров. В Серебряном кабинете пол выложен паркетом с геометрическим узором в виде квадратов. Внутри каждого квадрата – крестообразная композиция, составленная из округлых элементов. По периметру нижняя часть стен отделана двумя полосами искусственного мрамора разного цвета: бежевого и розового цвета.

Выше на стенах расположены зеркала в два яруса: по центру стен – зеркала больших размеров, над ними ближе к потолку зеркала меньшего размера. Простенки между зеркалами заполнены арабесками. Арабески – орнаментальные композиции, состоящие из ритмически повторяющихся фигур людей, стилизованных листьев и цветов. Живописные арабески Серебряного кабинета выполнены в технике энкаустики. Энкаустика – это живопись, которая выполняется красками с добавлением воска.

Справа от входа в Серебряный кабинет расположена стена с высокой балконной дверью, декорированной шелковыми портьерами серебристого цвета. По обеим сторонам от этой двери сделаны зеркальные ниши. Их высота – около 2 метров, при этом нижний край ниш находится на высоте 50 сантиметров от пола. Серебряные накладки в нишах большей частью сохранились с XVIII века.

В нишах на невысоких постаментах стоят зеркальные треножники, на них - плоские вазы. Треножники и вазы были выполнены на Императорском стекольном заводе в начале XIX века. Высота треножников – 70 сантиметров. Над нишами - живописная вставка с романтическим пейзажем в позолоченной прямоугольной рамке.

Напротив стены с нишами – настенная композиция из трех зеркал: широкое прямоугольное в центре, два узких по бокам. Над широким зеркалом - живописная вставка на мифологический сюжет в полукруглой позолоченной рамке. По центру под широким зеркалом стоит столик, подстолье которого украшено серебряным накладным орнаментом из овалов и розетками. На столике стопки книг и миниатюрный бюст Вольтера. Столик подлинный, был создан специально для Серебряного кабинета.

На левой от входа стене на фоне настенной композиции из четырёх прямоугольных зеркал в обрамлении вертикальных арабесковых орнаментов стоит столик с книгами, за ним стул с белой обивкой.

На противоположной стене от входа - по центру стены расположен камин из белого мрамора. Портал камина имеет п-образную форму и состоит из горизонтальной части и двух вертикальных стоек. Прямоугольные стойки камина украшены декоративными вставками – живописными арабесками на темном фоне. В верхних углах портала размещены маскароны сатиров. Маскарон - это декоративный рельефный элемент в виде маски.

В центре горизонтальной части портала камина расположено изображение полулежащей женской фигуры. Рельефы вырезаны из мрамора.

На каминной полке стоят французские часы с ажурным позолоченным декором. Справа и слева от часов - две небольшие одинаковые по форме фарфоровые вазы на кубических подставках. Над камином расположено большое зеркало, обрамленное широкой прямоугольной рамой с живописными вставками в форме ромбов, прямоугольников и кругов. В его правой части сохранилось два подлинных элемента декора. Картина «Танцовщица», вписанная в ромб, и картина «Венера учит купидонов летать», вписанная в прямоугольник.

Справа от камина – дверной проём, ведущий в опочивальню Екатерины Великой.

Потолок Серебряного кабинета украшен росписью в серо-голубых тонах. Центральную часть потолка занимает квадрат, составленный из чередующихся композиций в виде трех сцепленных колец. По двум сторонам от этого квадрата, за его пределами, симметрично расположены декоративные полосы с орнаментом, составленным из завитков листьев аканта и купидонов.

Массивная круглая люстра со светильниками в виде свечей закреплена на цепи в центре потолка.


Историческая справка

Кабинет назван Серебряным за его первоначальную отделку серебряной и красной фольгой. Серебряный кабинет, исполненный по проекту Чарльза Камерона, просуществовал 7 лет. Довольно скоро кабинет пришлось переоформлять — серебро со временем окислилось и почернело, комната стала выглядеть непрезентабельно. Работы по переустройству выполнял архитектор Джакомо Кваренги. Он использовал в облицовки кабинета зеркала и живописные копии античных фресок. Из старого интерьера в новом оставил только ниши у оконных проемов.

В Серебряном кабинете Екатерина II принимала важных государственных деятелей, выслушивала доклады своих министров и секретарей, подписывала указы. В этом кабинете 13 июля 1790 года был подписан указ об аресте Александра Радищева, после публикации его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Опочивальня

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Опочивальня Екатерины II – прямоугольное помещение длиной - 9 метров, шириной - 6 метров, высота стен – около 5 метров.

На полу Опочивальни – наборный паркет из клена, амаранта, красного дерева и груши. Пол уложен паркетом в бежево-коричневых тонах.

Бордюр темно-коричневого цвета обрамляет зал по периметру, образуя четкий квадрат. Внутри этого контура – широкая полоса теплого желтовато-бежевого оттенка. Так, создаётся эффект двойной рамки, внутрь которой вписана композиция центрального орнамента пола. Центральная композиция визуально напоминает три наложенных друг на друга цветка, от крупного основания к миниатюрной сердцевине в виде розетки. Узор паркета повторяется в декоре потолка, оформленного в светлых тонах стеклянными пластинами.

Как и потолок, стены Опочивальни сплошь облицованы тонкими пластинами молочно-белого полированного стекла разного размера. Стекло является главным элементом декоративного убранства в интерьере спальной комнаты императрицы. На стеклянных пластинах можно увидеть маленькие позолоченные розетки — это декоративные шляпки «римских» гвоздей, которыми крепятся пластины к стенам. Стыки стеклянных пластин закрыты золочеными узкими металлическими пластинами. Так, создается визуальный эффект каменной кладки со швами между блоками.

Справа от входа в Опочивальню на стене - два высоких окна с шелковыми портьерами бежевого цвета. Над большим высоким простеночным зеркалом - подвесной венок и гирлянда из бронзовых бутонов. Зеркало обрамлено по бокам тонкими стеклянными колоннами лилового цвета с бронзовыми позолоченными базами и капителями, сверху колонны объединены декоративным карнизом с накладными рельефными элементами из бронзы. На карнизе по углам бронзовые рельефы в виде обращенных друг другу грифонов.

Между грифонами в прямоугольной золочёной раме расположена фарфоровая композиция: белые фигуры людей в античных одеждах на голубом фоне.

Левая стена от входа в Опочивальню декорирована тремя зеркалами в позолоченных рамах: в центре - широкое, с полукруглым верхом, по обеим сторонам от него – узкие прямоугольные. По бокам узких зеркал на фоне молочно-белого стекла выступают вперед сдвоенные лиловые стеклянные колонны. Над всеми зеркалами расположены голубые с белым фарфоровые рельефы.

Около широкого зеркала стоит небольшой столик на тонких ножках, справа и слева от него – стулья со светлой обивкой.

На противоположной стене левее от прохода в Табакерку, комнату, также располагается композиция из трёх зеркал в золоченых рамах: широкого с полукруглым верхом в центре и двух узких прямоугольных по обеим сторонам от него. Под центральным зеркалом располагается камин из белого мрамора. П-образный портал камина украшен бронзовой рельефной панелью и фарфоровыми медальонами. На каминной полке стоят часы на массивной платформе и с позолоченной скульптурой позади циферблата

Перед топкой камина установлена ажурная кованая решетка.

Опочивальня по всей ширине разделена перегородкой от пола до потолка. По краям перегородки - два прохода в виде высоких арок. Перегородка облицована молочно-белым стеклом. С арочных сводов свисают бронзовые гирлянды из цветочных бутонов. Арки украшены бронзовыми позолоченными гирляндами из бутонов колокольчиков.

По центру перегородки в простенке между арками – лиловые колонны и позолоченный карниз образуют небольшой выступ, напоминающий нишу, где установлен на небольшом подиуме диван с бежево-золотой обивкой в тон стен. Над диваном значительная часть простенка закрыта большим прямоугольным зеркалом в золоченой раме. Сверху с карниза свисают венок и гирлянда из бронзовых бутонов.

Описанная часть пространства, видимая посетителям зала, - это будуар императрицы, предназначавшийся для отдыха и подготовки ко сну.

Пространство, скрытое за перегородкой с арками, называемое альковом, служило для сна.

Стены альковной части облицованы как все помещение Опочивальни молочно-белыми стеклянными пластинами. В полутёмном алькове находится высокая кровать императрицы под балдахином. Кровать стоит поперек алькова. Справа от нее находится дверь, ведущая в Туалетную комнату. Слева от кровати - дверь на лестницу, на первый этаж.


Историческая справка

Применив стекло для отделки комнаты, Чарльз Камерон достиг исключительной нарядности интерьера, о чём свидетельствует оформление периметра помещения: на фоне молочно-белого стекла установлено 39 стеклянных фиолетовых колонн.

При Екатерине II комнату украшали 29 медальонов с барельефами, выполненные по заказу императрицы в Англии на мануфактуре Веджвуда.

В 1994 году английская королева Елизаветы II посетила Екатерининский дворец, а спустя четыре года преподнесла в дар ГМЗ «Царское Село» фарфоровые барельефы. Два медальона для Опочивальни изготовили на той же фабрике по старинным формам по заказу Елизаветы II. Недостающие 27 изготовили в Петербурге мастера Императорского фарфорового завода.

Ажурная кованая решетка у камина в Опочивальне — единственный предмет в комнате, сохранившихся со времен Екатерины II. В 1782 году тульский мастер Иван Гнедин изготовил позолоченный ажурный кованый экран по рисунку профессора Академии художеств, скульптора Гавриила Игнатьевича Козлова. Экран заказал Григорий Александрович Потемкиным для подарка императрице Екатерине II. Тогда он стоял в Опочивальне у большого зеркала между окнами, чтобы отражаться в нем.

Табакерка

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Табакерка или Синий кабинет – это прямоугольная комната около 5 метров в длину и 3 метров в ширину. Табакерка самая маленькая комната в покоях Екатерины II. Так ее называла Екатерина II за миниатюрные размеры.

Для зонирования пространства в комнате сделан подиум. Подиум расположен в левой части комнаты от входа, он отгорожен леерами. Нижний уровень пола располагается в правой части комнаты, по которой проходят посетители.

Паркет на возвышении по композиции отличается от паркета на нижнем уровне.

Паркет на подиуме выложен геометрическим узором из ромбов и треугольников светло-коричневого цвета.

Бордюр паркета на нижнем уровне пола по периметру отделан деревом более светлых тонов. Затем идёт прямоугольный узор, выполненный из фиолетового амаранта и украшенный меандром. Внутри рамки – несколько вписанных друг в друга прямоугольников с чередованием бежевого и фиолетового цвета. В центре находится орнамент из нескольких кругов, обрамлённых гирляндой из цветочных бутонов.

Стены и потолок Табакерки покрыты пластинами молочно-белого и синего полированного стекла. Они декорированы накладными деталями из позолоченной бронзы в виде круглых и овальных рамок, декоративных завитков, цветочных орнаментов, большого количества бантов, особенно на стенах возле дверных проемов.

Вход и выход Табакерки акцентированы объемными декоративными элементами в виде портика из молочно-белого стекла с завершением в форме треугольника во всю ширину дверного проема. Внутри каждого треугольника треугольная вставка из синего стекла с накладным декоративным элементом в виде орла из позолоченной бронзы.

Справа от входа в Табакерку на стене окно, оно украшено легкой белой занавесью, пропускающей свет, и синими шелковыми портьерами с ламбрекеном, отделанными кистями золотистого цвета. Напротив окна в длину всей стены стоит синий диван длиной 3 метра.

Над диваном расположены композиции из молочно-белого и синего стекла, дополненные позолоченными декоративными накладками. Орнаментальные композиции включают стилизованные вазы, растительные мотивы, женские фигуры и мужские фигуры.

Слева от дивана вдоль стены стоит прямоугольный ломберный столик для игры в карты. Название столика происходит от слова ломбер - карточная игра.

У переднего края подиума по его углам установлены парные табуреты, обитые синей тканью. Ножки табуретов, как и стола сделаны из синего стекла.

Столик - подлинный, был изготовлен специально для Табакерки. Табуреты пропали во время войны и были воссозданы.

Плафон «Табакерки» выполнен из молочно-белого и синего стекла, украшен симметричным позолоченным орнаментом, где плавные дуги сочетаются с геометрическими элементами.

Внутри тёмно-синих прямоугольников, расположенных симметрично относительно центра и украшенных позолоченными бронзовыми накладками, находится цветочный узор.

От потолочной декоративной розетки на цепи свисает люстра из тёмно-синего стекла со светильниками в виде свечей.


Историческая справка:

Мысль об использовании цветного стекла для отделки Табакерки и Опочивальни пришла Чарльзу Камерону не случайно. Приехав в Россию, архитектор не мог не обратить внимание на высокое качество цветных стеклянных изделий, изготовляемых Петербургским заводом, в этой области русский завод стоял на первом месте в Европе.

В Синем кабинете императрица любила читать, писать, отдыхать в обществе приближенных лиц.

Зеркальный кабинет

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Зеркальный кабинет – это небольшое помещение прямоугольной формы размером 5 на 6 метров. Высота стен около 5 метров.

В Зеркальный кабинет ведет зеркальная выдвижная дверь.

Пол уложен паркетом со сложным узором, выполненным из ценных пород дерева - палисандра, амаранта, розового дерева, груши, падука (разновидности красного дерева), самшита и граба. Сложный многоцветный и в то же время строгий рисунок представляет собой несколько концентрических кругов, украшенных геометрическими и растительными орнаментами. Рисунок обрамления паркета включает растительный орнамент в виде ветви вьющегося растения с зелёными листьями. Вставки зеленого цвета выполнены из травленого граба. В природе древесины такого цвета не существует, чтобы получить такой цвет мастера обрабатывали древесину солями металлов.

Справа от входа - стена с двумя высокими окнами. На окнах – зеленые портьеры, украшенные кистями того же цвета. Окна разделены высоким зеркалом, обрамленным фарфоровыми пилястрами.

Все стены кабинета покрыты зеркалами, которые разделены тонкими фарфоровыми пилястрами.

Пилястра – это вертикальный, плоский, прямоугольный выступ стены.

Пилястры украшены сложным рисунком, включающим растительные элементы и небольшие изображения человеческих фигур в овальных медальонах. Бронзовые капители и базы пилястр позолочены.

На противоположной от окон зеркальной стене с фарфоровыми пилястрами в левом углу располагается ещё одна выдвижная зеркальная дверь. Она ведёт в соседнее помещение – Рафаэлевскую комнату.

На правой стене от окон по центру – тамбур – глубокая ниша с дверью со вставкой из прозрачного стекла. Дверь занавешена зелёной шторой, которая ограничивает проникновение в зал яркого дневного света. Эта дверь ведет на Зеркальную площадку, Камеронову галерею и в Висячий сад. Они расположены снаружи здания, их видно при подходе ко дворцу.

Слева и справа от двери в нише установлены симметричные мраморные камины. Над каминами размещены зеркала в фарфоровых рамах, декорированных орнаментом.

Вверху, по всему периметру Зеркального кабинета, идёт фарфоровый фриз.

Фриз – это декоративный элемент в виде полосы, расположенный над пилястрами.

Фарфоровый фриз состоит из повторяющегося узора – на фоне белого квадрата в лиственном обрамлении голубой ромб с жёлтым цветком в центре. Над фризом располагается позолоченный карниз, над которым находится падуга.

Падуга - наклонная вогнутая поверхность, образующая плавный переход от вертикальной плоскости стены к горизонтальной плоскости потолка.

Высокая падуга и плафон Зеркального кабинета украшены цветочными композициями на золотом фоне. В зеркальных люнетах – арках, по четырем сторонам падуги отражаются золотистые узоры.

В центре плафона на цепи закреплена массивная люстра.

Большое количество зеркал в кабинете визуально увеличивает размер комнаты и создаёт иллюзию бесконечного пространства.


Историческая справка:

Зеркальный кабинет был создан архитектором Джакомо Кваренги.

Уникален наборный паркет Зеркального кабинета. В Зубовском флигеле он единственный подлинный, XVIII века, все остальные паркеты в личных покоях Екатерины II - воссозданные. Во время Великой Отечественной войны паркет был вывезен в Германию. В 1947 году паркет обнаружили в Берлине и возвратили в существовавшее тогда центральное хранилище пригородных дворцов-музеев.

В Зеркальном кабинете императрица Екатерина II два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками.

Бумажные слепки – это метод «бумажной аппликации», представляет собой художественную технику, при которой слои бумаги наклеиваются друг на друга для создания трехмерного или рельефного изображения.

Рафаэлевская комната

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Рафаэлевская комната - небольшое проходное прямоугольное помещение 6 на 4 метра.

От входа справа на стене в дальнем углу находится двустворчатая дверь, ведущая в служебное помещение. На противоположной стене от входа расположено окно, задрапированное шторами из белого штофа. Его украшает позолоченный карниз с ламбрекеном, отделанным бахромой и кистями.

Левее от окна в дальнем левом углу комнаты - широкая одностворчатая дверь, ведущая в Туалетную комнату. Напротив входа в Туалетную комнату на противоположной стене в углу находится мраморный камин с надкаминным зеркалом в стрельчатой позолоченной раме. На каминной полке стоит бронзовая скульптура, по обеим сторонам от нее - фарфоровые вазы.

Паркетный пол комнаты состоит из ромбов коричневого цвета. Поскольку изображения подлинного паркета Рафаэлевской комнаты не сохранились, при воссоздании пол был выложен пластинами из одного вида древесины с нейтральным рисунком.

Стены Рафаэлевской комнаты отделаны деревянными панелями, выкрашенными в белый цвет. На панелях укреплены эстампы.

Эстампы – это оттиски с печатных форм с гравированными изображениями. В Рафаэлевской комнате – это отгравированные росписи Лоджий Рафаэля из Ватиканского дворца. Они являются основным украшением интерьера. Эстампы вставлены в простенки между белыми деревянными пилястрами с накладным декором из позолоченного папье-маше в виде переплетающихся лавровой ветви и ленты. Эстампы закрыты съёмными стрельчатыми остеклёнными рамами с позолоченным декором из папье-маше.

Верхняя часть настенных панелей по всему периметру комнаты завершается декоративным фризом, украшенным чередующимися накладными деталями в виде завитков аканта с декоративными вазочками, исполненными в технике позолоченного папье-маше.

Падуга и потолок расписаны в технике гризайль.

Гризайль - это вид живописи, выполняемый оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. Путем градации тонов, от самых светлых до самых темных, достигается эффект трехмерности изображения и, таким образом, плоская живописная композиция или фигура внешне напоминает объёмное скульптурное изображение.

Так, в серых цветах по центру каждой стены изображены группы из нескольких античных фигур, а в углах комнаты – путти, обнажённые пухлые кудрявые мальчики. Они украшают цветочными гирляндами и венками гермы – четырёхгранные колонны, которые венчает мужская голова в шлеме.

Расположенный выше карниза с падугой живописный плафон украшен орнаментом с растительными узорами. По периметру плафона идёт узор из повторяющихся элементов: силуэты лебедей, венки и шлемы, - над ними парят путти в окружении цветочных гирлянд.

Из центра потолка свисает на цепи хрустальная люстра.


Историческая справка:

Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок

Ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года, когда простуженная императрица проснулась утром в отвратительном настроении, а плохая погода только усугубила ее состояние. Она написала в письме к своему многолетнему корреспонденту барону Мельхиору Гримму в Париж: «Я умру, умру непременно: с моря дует ветер, наихудший из того, что можно вообразить...». Не в силах заниматься делами, она решила отвлечься, рассматривая раскрашенные гравюры Джованни Вольпато и Джованни Оттавиани, воспроизводившие росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. И у нее возникла мысль построить у себя в Петербурге копию этой галереи: «. . .Я даю обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии».

Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены архитектору Джакомо Кваренги, который завершил эту работу в 1787 году.

От замысла до исполнения прошло долгих десять лет, а желание иметь их перед глазами было велико.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже было осуществлено маленькое чудо в летней резиденции Царского Села. В октябре 1783 года в личных покоях императрицы были завершены все работы по отделке

Рафаэлевской комнаты. Авторство проекта приписывается архитектору Кваренги, однако документальных подтверждений этому не найдено.

Туалетная комната

Фото: ГМЗ «Царское Село»

Туалетная комната имеет прямоугольную форму. Ее размеры 7 с половиной метров на 6 метров. Высота потолка – 4 с половиной метра.

Пол Туалетной комнаты покрыт художественным наборным паркетом из ценных пород дерева: дуба, клена, красного дерева, кавказского ореха. По периметру пола идёт геометрический орнамент в виде меандра - волны, ломаной под прямым углом.

Далее поле паркета выполнено набором в виде ромбов, образующих сетчатый узор. В центре находится большая розетка, вокруг которой – узор из переплетенных листьев с цветами.

На стене справа от входа - два высоких французских окна. Французское окно – это дверь-окно. У такого окна снаружи в оконном проеме устанавливается низкая узорная решётка, называемая французским балконом.

Французские окна в Туалетной комнате оформлены шторами из белого штофа. Темно-зеленый ламбрекен с бахромой и кистями укреплен на резном позолоченном карнизе. Между окнами – большое зеркало в пол.

Левее входной двери на стене размещена закрытая двустворчатая дверь в Опочивальню. Напротив входа - двустворчатая дверь, которая ведёт на лестницу.

Напротив окон, с небольшим смещением вправо от центра стены, - распахнутая дверь, ведущая в Лионский зал.

Правее от нее в углу комнаты расположена одностворчатая дверь, чье полотно представляет собой цельное зеркало. В простенке за зеркальной дверью стоял стул с установленным под сиденьем фарфоровым ночным горшком.

Левее от двери в Лионский зал в углу Туалетной комнаты - камин с надкаминным зеркалом. П-образный портал камина облицован белым мрамором и украшен накладными позолоченными декоративными элементами в виде растительного орнамента, выполненным из бронзы. Надкаминное зеркало, укреплено в квадратной позолоченной раме. Над зеркалом - настенная композиция из двух позолоченных рам из папье-маше: над горизонтально ориентированной прямоугольной рамой с двумя сфинксами по углам, и обращенными друг к другу, расположена круглая рама. В дальнейшем в эти рамы будут помещены живописные вставки.

У всех дверей в комнате нет наличников, в закрытом виде они практически сливаются со стенами. Их выдают только наличие дверных петель.

Стены выкрашены в белый цвет и украшены по всему периметру 26 узкими белыми пилястрами с накладным золоченым орнаментом из папье-маше в виде повторяющихся «овалов» гирлянды. Между пилястрами – настенные композиции из четырех рам, вертикально расположенных друг над другом в одинаковой последовательности: вверху круглая рама, под ней квадратная, ниже – овальная, а в самом низу снова квадратная. Рамы дополнены украшениями в виде ваз, гирлянд, завитков аканта, сфинксов с женскими головами.

По всему периметру комнаты верхняя часть стен заканчивается потолочным карнизом, который плавно переходит в падугу плафона с орнаментом в виде повторяющихся «овалов» гирлянды.

По центру белого плафона - потолочная розетка с волнообразной линией вокруг нее. На потолочную розетку подвешена люстра конца XVIII века.


Историческая справка:

Считается, что оформление Туалетной комнаты шло по проекту преимущественно архитектора Чарлза Камерона.

Главным украшением Туалетной комнаты были укрепленные в настенных рамах между пилястрами 103 живописные лаковые миниатюры. Известно, что на вставках были изображены «женские античные фигуры», букеты, пейзажи, мифологические сцены. На сегодняшний день живописные вставки в рамках на стенах отсутствуют, но в ближайшем будущем планируется разместить их на стенах Туалетной комнаты. 93 утраченных сюжета будут воссозданы с помощью технологий искусственного интеллекта. После Великой Отечественной войны удалось вернуть из Берлина 10 вставок. В настоящее время они хранятся в музее. Предполагается их установить на исторические места.

В Туалетной Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов. А также в те дни, когда Императрица чувствовала недомогание, она иногда в этой комнате ужинала или играла в карты с наиболее приближенными к ней лицами.