События

Защита от беспощадного времени: реставраторы рассказали, как укрывают на зиму мраморные скульптуры в Летнем саду

Для студентов Санкт-Петербургского государственного института культуры сотрудники Государственного Русского музея провели специальный мастер-класс.

В Летнем саду 25 октября специалисты Государственного Русского музея укрыли скульптуры на зимний период: обернули статуи хлопковой тканью, после чего накрыли их деревянными футлярами, созданными по специальной технологии.

По словам сотрудников музея, подобная защита необходима для сохранности скульптур, которые плохо переносят перепады температуры с замерзанием конденсата на поверхности. Практика закрывать статуи зародилась в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны — тогда их оборачивали холстом. Позднее, в 20-е годы XIX века скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры, которые более надежно сохраняли скульптуру. Этот принцип применяется и в наши дни.

Ранее хранители и реставраторы Государственного Русского музея провели обучающий семинар для студентов Санкт-Петербургского государственного института культуры, показав, как правильно защищать скульптуры Летнего сада на зимний период. Мероприятие состоялось в рамках профессиональных мастер-классов программы «Наставничество», которая является частью проекта «Друзья Петербурга», организованного ПАО «Газпром.

«Было очень интересно послушать про реставрацию скульптуры, углубиться в эту нишу и познакомиться с профессионалами. Очень надеюсь, что теперь я попаду в мастерские Русского музея. И большое спасибо проекту “Друзья Петербурга” за возможность посетить этот мастер-класс».Cтудентка Санкт-Петербургского государственного института культуры, кафедра реставрации и экспертизы объектов культуры

ЯнаCтудентка Санкт-Петербургского государственного института культуры, кафедра реставрации и экспертизы объектов культуры

Заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея Алексей Баруздин объяснил, почему в холодное время года важно прятать статуи под хлопчатобумажной тканью и защитными деревянными коробами. Дело в том, что мрамор — не слишком долговечный материал, он довольно капризен и чувствителен к плохим погодным условиям. Срок жизни изваяний, не защищенных от дождя, ветра и снега, значительно сокращается. При этом разрушение камня непредсказуемо и происходит совершенно по-разному.

«Ранее мы каждый год проверяли, какое количество биогенных повреждений появляется на скульптурах Летнего сада. Сейчас копии еженедельно проходят профилактическую обработку. Что касается расчистки, то это очень долгий и трудоемкий процесс. Устанавливаются различные компрессы, мы также используем перекись водорода и химически чистый ацетон».

Алексей БаруздинЗаведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея

Специалисты музея также напомнили, что в 1941 году деревянные щиты для зимнего хранения скульптуры Летнего сада использовали для укрытия статуй в земле. Стенки ям обкладывали щитами, затем туда насыпался песок, помещалась скульптура, а сверху укладывался еще один щит. В таких укрытиях шедевры провели всю блокаду, что помогло сохранить уникальную мраморную скульптуру Летнего сада. Весной 1945 года экспонаты извлекли из укрытий и установили на место.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова показала участникам мероприятия подлинную статую Вакха со сложной судьбой. Она была куплена в годы правления Петра I, установлена в зале Грота, а после того как зал разобрали, затерялась. В 1974 году ее обнаружили в ходе изысканий, но спустя несколько лет она пострадала при пожаре. Теперь скульптура хранится в запасниках и представляет собой яркий пример мраморных изваяний, которых не пощадило время.