События

Ниточка к ниточке: в Русском музее прошёл мастер-класс, посвящённый устранению разрыва картины Константина Маковского

Чем точнее будет проведена работа, тем ровнее будет вести себя холст и тем дольше будет жить произведение.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Реставраторы Государственного Русского музея провели мастер-класс «Заделка прорыва основы картины с использованием современных специально разработанных для реставрации адгезивов». Своим опытом специалисты поделились со студентами петербургских художественных вузов в рамках направления «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга», реализуемого под эгидой ПАО «Газпром». Программа проходит также при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В ходе мастер-класса учащиеся художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица и Университета ИТМО смогли не только наблюдать за работой реставраторов, но и приняли участие в расчистке тыльной стороны картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Произведение, написанное более 150 лет назад, находится в экспозиции Русского музея практически с момента его основания, и возраст полотна не мог не отразиться на состоянии памятника.

В течение ближайших нескольких месяцев специалистам предстоит расчистить красочный слой картины и провести ее комплексную техническую реставрацию для приостановки процессов старения. В первую очередь реставраторы удалили на разрыве холста заплаты и слои клея, которые появились в середине прошлого века.

«Разрыв основы картины заделали еще в 1960-х годах фактически ремесленным способом и по тем методикам, которые тогда существовали. Однако в наши дни реставраторы пользуются адгезивами — специальными материалами, которые соответствуют современным требованиям, не наносят вреда красочным слоям и устраняют следы предыдущих реставраций. Сегодня наши будущие коллеги смогли на практике познакомиться с их использованием».

Ольга КлёноваХудожник-реставратор высшей категории, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея

Участникам мастер-класса необходимо было устранить клей, нанесенный в разное время для фиксации и укрепления заплаты. С помощью современных материалов старые клеевые составы размягчаются, что позволяет удалить их с нитей авторского холста. В дальнейшем прорыв основы картины реставраторы восполнят новыми нитями.

С лицевой стороны область разрыва также предстоит обработать. По словам реставраторов, холст будут состыкован буквально «ниточка к ниточке». Затем на место, где утрачен красочный слой, нанесут грунт и сделают реставрационную тонировку. Такая тонкая и кропотливая работа позволит придать полотну монолитность.

«От того, как сделана вставка, зависит реакция картины на влажность, изменение температуры, провисает основа или натягивается. Чем точнее будет проведена работа, тем ровнее будет вести себя холст и тем дольше будет жить произведение. Для молодых специалистов это очень интересный опыт, тем более по умению применять именно эту методику оценивают качество работы и уровень мастерства реставраторов».

Ольга Кленова

Реставрация произведения Константина Маковского займет около четырех месяцев. На следующем этапе специалистам предстоит расчистить авторскую живопись, удалить все более поздние наслоения и темные лаки. По их признанию, уже сейчас понятно, что привычное цветовое звучание картины может радикально измениться, и картина вернется к зрителю в непривычном, но оригинальном авторском «звучании».

Программа «Наставничество» многофункционального социального проекта «Друзья Петербурга» представляет собой профессиональные мастер-классы для студентов профильных вузов и колледжей на платформе крупнейших реставрационных организаций при поддержке КГИОП.