События

Мастерская реставрации Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина провела мастер-класс о процессе восстановления гипсовой скульптуры

Мероприятие было рассчитано на студентов творческих вузов.

Мастерская реставрации Академии художеств имени Ильи Репина в ходе мастер-класса на фестивале «Друзья Петербурга» показала, как правильно реставрировать гипсовую скульптуру. Вели мастер-класс декан факультета скульптуры, профессор Андрей Новиков и его ученицы.

За образец при реставрации были взяты три скульптуры: статуя девушки (1959 год), небольшая конная статуя императора Николая I и «хрестоматийная» гипсовая голова.

Мероприятие было проведено для студентов творческих вузов — то есть тех, кто уже имеет представление о том, как восстанавливаются произведения искусства из этого материала.

Реставрация проходит в три этапа. Первый из них — склейка. Поврежденную скульптуру аккуратно скрепляют, к примеру, клеем поливинилбутираль (ПВБ), растворимым в спиртах, кетонах и эфирах.

На втором этапе — мастиковки — применяются различные мастики, это требуется, в частности, для заполнения швов. Подспорьем здесь будет мастика на микрокальците (измельченный в муку белый мрамор). На этой стадии также можно удалить следы неудачной реставрации.

Обратим процесс и на третьем этапе — тонировке. Художники- реставраторы применяют акварельные краски, нанося кисточкой на скульптуру нужный тон. Если оттенок оказался неподходящим или требуется снять резервный слой, то это можно сделать с помощью тех же синтетических полимеров.

«В целом гипс — это модель для дальнейшей работы, он ближе всего к авторскому материалу».

Андрей НовиковДекан факультета скульптуры Академии художеств имени Ильи Репина

Ведущие мастер-класса также напомнили, что реставратору обязательно понадобятся другие синтетические материалы, включая акриловую смолу паралоид.