События

Тотальная инсталляция: На выставке «Петрополис» переосмыслили наследие Петра I для искусства, дизайна и урбанистики

Экспозиция посвящена не только главному создателю Петербурга, но и всем, кто внёс вклад в его облик.

В Петропавловской крепости в год 350-летнего юбилея Петра I открылась выставка «Петрополис», позволяющая заново оценить реформаторское наследие первого российского императора. Об экспозиции, знаменующей собой итоги масштабного исследовательского проекта «От города к миру. Великое посольство», рассказала на фестивале «Друзья Петербурга» её куратор, продюсер культурных проектов и арт-критик Лиза Савина.

Выставочное пространство «Петрополиса» в Инженерном доме представляет собой тотальную инсталляцию. При этом оно преимущественно монохромно: материалы, включая гравюры и элементы дизайна, олицетворяющие природную стихию — воду рек и каналов реального и воображаемого, небесного Санкт-Петербурга и европейских столиц — представлены в черно-белых тонах или градациях серого.

Но на выставке преобладает не только цвет, но и звук. Саундскейпом, или звуковым ландшафтом, по словам куратора, выступает музыкальная инсталляция, подготовленная композитором Олегом Гудачевым. По словам Савиной, это та звукопанорама, которую царь Пётр мог слышать в своём путешествии по Европе.

Экспозиция посвящена не только главному создателю Петербурга, но и всем тем, у кого есть идеи по поводу его облика.

«Была ещё такая мысль важная, что этот город помимо того, что существует как идея, фантазм одного человека, создан огромными усилиями большого количества людей, которых мы не всегда видим. Это люди, позволяющие этому городу быть: художники, архитекторы, реставраторы, археологи, историки, искусствоведы, писатели. И мы сделали такой тэглайн, который состоит из имен этих прекрасных людей».

Лиза СавинаКуратор выставки «Петрополис», продюсер культурных проектов, арт-критик

Одним из вдохновителей для создателей выставки стал персонаж Лескова.

«Есть такая легенда, что Петербург не мог быть создан, построен, потому что территория, пространство не способствовало этому. Природа не способствовала фотосинтезу. Этот город был как бы на небесах и спущен на землю. И в рамках легенды я вспомнила лесковского “Очарованного странника” — такой путь оправдания чужой культуры, которую ты хочешь приземлить на родную почву. И это на самом деле очень важный фактор, мы от него никогда не можем отвертеться, ведь все люди, которые занимаются культурой, всегда примеряют чужие модели на себя. И очень важное свойство культуры — её коммуникативность, то есть нить культуры рвётся всегда последней».

Лиза Савина

Город благодаря организаторам «Петрополиса» представляется зрителю в нескольких ракурсах: как пространство семейной и коллективной памяти, как вариация на тему Рима «дворцов и руин» Пиранези и как знакомство с творческим воображением участников студенческих лабораторий, предложивших свой взгляд на средовое развитие. Есть в одной из комнат Инженерного дома и экран, на котором 527 гравюр с видами Парижа, Лондона, Рима, Венеции из фонда Музея истории Санкт-Петербурга «морфятся», плавно перетекая одна в другую.