События

Реставраторы Русского музея рассказали студентам художественных вузов о тонкостях реставрации оригинальной рамы конца XIX века

Участников мастер-класса познакомили с техниками и приёмами, которые помогут восстановить историческое обрамление.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

В Государственном Русском музее прошёл мастер-класс по реставрации оригинальной рамы конца XIX века к картине Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Мероприятие, в котором приняли участие студенты художественных вузов Северной столицы, состоялось в рамках направления «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга», реализуемого под эгидой ПАО «Газпром». Программа проходит при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Автор и ведущая мастер-класса, заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Ирина Веснина рассказала будущим специалистам об особенностях повреждений исторической рамы, а также познакомила их с техниками и приёмами реставраторов.

Специалистам предстоит много работы. Например, в листелях позолоченной рамы они обнаружили трещины и сколы деревянной основы, а также очаговые отслоения золочёного грунта. Часть резного декора была утрачена, а некоторые вставки с характерными потемневшими тонировками свидетельствуют о более ранних реставрациях. Часть элементов деревянной основы и вовсе предстоит заменить на новые.

Особого внимания требуют боковые стороны и нижний листель. Лицевая сторона рамы изначально покрыта позолотой, однако для других её поверхностей мастера конца позапрошлого века использовали поталь — более дешёвую имитацию сусального золота. Со временем из-за окисления на ней возникли многочисленные тёмные пятна. Есть и следы наслоений, которыми пытались затонировать изъян.

«История декоративного обрамления — это часть истории самой картины. У нас нет абсолютно точных документальных сведений, что именно эта рама была первой для произведения Маковского, но техника её создания полностью вписывается в период работы художника, и именно с ней связано пребывание полотна в коллекции Русского музея. Задача реставраторов — восстановить оригинальную раму и вернуть её на положенное место».

Ирина Веснина

Реставрируемая рама поступила в экспозицию из Гатчинского дворца вместе с живописным полотном кисти Маковского в 1897 году. За время пребывания в Русском музее оба произведения «расставались» только однажды — на короткий период эвакуации произведений искусства во время Великой Отечественной войны. И только в 2009 году для обрамления картины изготовили временный багет, а обветшавшая рама конца XIX века отправилась в музейные мастерские.

Участники мастер-класса смогли не только понаблюдать за работой реставраторов, но и самостоятельно опробовать некоторые приёмы на фрагментах золочёной резьбы из учебного фонда музея. Особый интерес вызвала технология укрепления очаговых отслоений грунта от деревянной основы, а также использование специализированного клея.

Кроме того, в ходе реставрации специалистам предстоит потрудиться над удалением поверхностных загрязнений, особенно плотных в углублениях рельефа и по неровностям форм. Мастер-класс показал, что эта часть предстоящих работ станет одной из самых трудоёмких.

«Много полезной информации можно получить, только вживую увидев мастерство реставраторов. Оклейка, мастиковка грунта, работа с инструментами из термопластов — к этому хочется прикоснуться своими руками, попробовать самой. Реставраторы как герои делают потрясающие вещи — вдыхают в памятники новую жизнь. И несколько часов в мастерской заставляют убедиться в том, что эта профессия выбрана не зря».

Ксения РомановаCтудентка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица

Работы по восстановлению рамы начались в 2022 году благодаря поддержке ПАО «Газпром», и будут проходить параллельно с реставрацией самой картины. В зависимости от характера повреждений процесс может занять от нескольких месяцев до года.