Создать ауру и найти новый пластический язык: в чём секреты дизайна современных музейных проектов
Экспозиция должна предлагать посетителю новые впечатления сразу на нескольких уровнях.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого
Современный музей — это место, где не только хранятся исторические и культурные ценности, но и воплощаются сложные междисциплинарные проекты на стыке искусства и науки. О том, как решать концептуальные и инженерные задачи при создании экспозиций, находить актуальный язык для вовлечения аудитории, рассказал на мастер-классе в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого главный дизайнер МАЭ РАН, научный сотрудник Лаборатории музейных технологий МАЭ РАН Денис Куканов. Мероприятие состоялось в рамках направления «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга», который реализуется под эгидой ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В первой части мастер-класса Денис Куканов описал теоретическую основу музейной деятельности.
Прежде всего, как и в любом процессе исследования и проектирования, необходимо ответить на вопросы «что?», «зачем?» и «как?» — то есть увидеть стимул для сотворчества, обосновать свою идею и найти средства для её воплощения. Однако самым эффективным импульсом для любого проекта в музее, по словам Куканова, всегда являются искренняя увлеченность и «влюбленность» в замысел.
Как подчеркнул специалист, важно учитывать тип музея: это может быть институция, которая пока не имеет своего фонда и формируется «с нуля», либо осваивает новое пространство, либо уже обладает многолетней историей и традициями. В случае с музеями третьего типа требуется деликатный подход, работа на грани между традиционным и новаторским.
«В таких музеях, как Эрмитаж или Кунсткамера, уже есть свой серьёзный вековой нарратив. Для них нужны актуальные решения, но оформленные в русле традиции, выдерживающие баланс актуальности и контекстуальности».
Денис Куканов Главный дизайнер МАЭ РАН
Одна из миссий музея — отвечать на запрос зрителя. Он должен предлагать ему новые впечатления сразу на нескольких уровнях: эмоционального погружения, восприятия масштаба территории и охвата исторического времени.
«Дизайнер отвечает за ауру музейной экспозиции. Через оформление он должен создавать пластический язык, понятный посетителю, режиссировать его внимание».

Эксперт поделился опытом решения таких задач творческими группами учёных и дизайнеров в рамках современных музейных проектов в России.
Например, приемы нестандартного оформления пространства использовались для этнографической экспозиции «Историческое время» в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске.
Чтобы показать рубеж эпох, крушение строя после революции 1917 года, авторы проекта поставили между залами серые перегородки. Проходя между ними, зритель словно чувствует давление времени, трагедию поколений, а затем попадает в зал красного цвета, где начинается новая история Сибири.
В музее военной техники в пригороде Екатеринбурга кураторы задумали продемонстрировать историю и развитие России через автомобили как материальные объекты, раскрывающие дух разных десятилетий XX века.
Оформление выставки передает сразу несколько символических смыслов — например, Урал как «железный край», где добывают металлы для автопромышленности, а также «перекресток дорог» и «хребет России».
Ещё одним крупным проектом стала новая постоянная экспозиция «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний». По словам Дениса Куканова, исходной точкой послужила идея о Кунсткамере как о театре, где разыгрывается мировой спектакль, происходит попытка увидеть Вселенную в пределах одного помещения.
Эту концепцию проиллюстрировали с помощью таких элементов, как амфитеатр, замкнутая планировка, напоминающая Галактику, закругленные ниши-«порталы». Залы на втором этаже представляли эпоху крупнейших экспедиций, и здесь моделью освоения мира выступила кольцевая галерея, окружающая купольное пространство, — она напоминает шкалу компаса. Центральная ось делит залы на две стихии — земли и воды, или сухопутных и морских путешествий.
Как отметил Куканов, от некоторых составляющих изначального плана пришлось отказаться, поскольку с ними музейное пространство казалось «перегруженным», возникала визуальная перенасыщенность.

«Мы произвели стилизацию под барокко, выстроили со зрителем пространственно-исследовательский диалог. В экспозиции мы хотели использовать в том числе и мультимедийное наполнение, но в то же время сработать тактично, сохранить долю историзма, ведь само здание Кунсткамеры — часть истории».