События

Вывод должен сделать посетитель: петербуржцам рассказали, как устроен современный музей

Выставочное пространство должно постоянно меняться и отвечать запросам общества.

В Европейском университете в Санкт-Петербурге прошел мастер-класс «Как устроен музей сегодня?». Мероприятие в особняке Серебряковой было включено в программу фестиваля «Друзья Петербурга» и собрало заинтересованную аудиторию: молодых исследователей, студентов-искусствоведов, реставраторов, музеологов. Презентацию проводила директор-организатор Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб Лия Чечик.

«Мы расширяем в Школе границы дисциплинарности, обучая студентов не только овладевать гуманитарными навыками и знаниями, а вводим технологическую сторону. Неожиданно у нас в Школе появились две лаборатории: палеогеномики и искусственного интеллекта. Мы намерены разрабатывать компьютерные методы в исследованиях истории искусств, материальной культуры, культурного наследия».

Лия ЧечикОрганизатор Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб

По словам искусствоведа, ранее курировавшей частный Еврейский музей и центр толерантности в Москве, одна из задач музея — рассказывать историю с разных перспектив и давать объёмное представление и о том, что произошло в прошлом, и о том, что происходит сейчас. У музея, как подчеркнула Чечик, нет задачи делать выводы: вывод должен сделать зритель или посетитель. При этом, по её словам, хранитель должен быть и исследователем, потому что иногда хранители не допускают никого другого, кроме себя, к хранению, и если у них нет жилки исследования, то это хранение лежит никому не известное.

Хранение и сохранение — это первая функция музея, но существует еще пять: исследование, интерпретация, репрезентация, управление и вовлечение. При этом музей должен постоянно меняться и отвечать запросам общества. Таким образом, сейчас налицо процесс, когда старые музеи XIX века активно переосмысляют себя.

Проводя экскурс в историю возникновения и развития музеев, Лия Чечик напомнила, что они произошли от кабинетов редкостей XV-XVI веков. Затем возникли энциклопедические музеи, основой которых стала «более организованная» коллекция, собираемая монархами, например, парижский Лувр. В конце XVIII века такие учреждения начали потихоньку открывать для публики, появилось респектабельное отношение к произведениям искусства.

В последней трети XIX века, эпоху зарождения метанарратива в виде всемирных выставок, музей начал представлять собой шоурум. Следующим этапом, в 1920-40-х годах, стало их перерастание в идеальный музей, который обучает и привлекает, примером может служить музей Стеделейк в Амстердаме.

Далее музей становится «прозрачным», в нём уже занимаются не только хранением и репрезентацией — «начинается публичная жизнь вокруг», а музейное пространство становится функциональным и пустым. С лёгкой руки первого директора Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфреда Барра (1902-1981), повсюду возникают подобные площадки. Однако буквально за десять лет они заходят в тупик, так как это современное становится уже историческим.

Наконец, совсем недавно появилось новое веяние — музей как опыт, соревнующийся с развлекательной индустрией, с торговыми центрами. При этом у специалистов есть опасения, что последние победят музеи.