События

Сотрудники Русского музея раскрыли молодым специалистам секрет приготовления мастики XIX века

Чтобы приготовить материал, требуются время и терпение. 

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица посетили мастер-класс сотрудников Русского музея по реставрации рамы для картины Константина Маковского «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Специалисты показали, как восполнить утраченные элементы мастичного декора на раме или любом другом памятнике методом формовки по сохранившимся аналогам. 

Полотно размером 215×321 см поступило в Русский музей в 1897 году вместе с картинной рамой из Гатчины при формировании первой экспозиции Русского музея. Об этом свидетельствуют транспортные этикетки (или их фрагменты), наклеенные на тыльной стороне каждого листеля.

«Документальных подтверждений, что данная рама была заказана именно для этой картины — нет. Но по технике изготовления и по стилистике она вписывается в тот период времени, когда была написана картина. В целом рама была сделана добротно: в годы Великой Отечественной войны, как и многие живописные произведения, картина Маковского была эвакуирована, а рама осталась в музее. После войны, при подготовке экспозиции, советским реставраторам удалось в короткие сроки провести необходимые консервационные и небольшие поновительские работы, чтобы картина в исторической раме приняла участие и в постоянной экспозиции, и во временных выставках». 

Ирина Веснина Заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Службы реставрации музейных ценностей Русского музея, художник-реставратор высшей категории 

На раме, поступившей в реставрацию, имелись разнохарактерные стойкие загрязнения и разновременные поновления сильно потемневшей творёной бронзой. Имелись отслоения золочёного грунта и трещины деревянной основы, часть декоративных элементов была утрачена. Над её восстановлением с конца 2022 года трудится шесть реставраторов из четырех подразделений: отдела реставрации золочёной резьбы, резных икон и деревянной скульптуры, картинных рам и мебели Службы реставрации музейных ценностей Русского музея.

Так, специалистам пришлось укреплять золочёный грунт и мастичный декор, потерявший связь с основой, проводить склейку трещин основы, удалять разновременные поновительские слои и плотные загрязнения, которые скрывали цвет и блеск позолоты, демонтировать некорректно вклеенные в разное время элементы тяжёлой гребневой лепки и устанавливать их заново, восполнять утраченные детали декора и грунта.

«Первые картинные рамы с лепным декором в России начали появляться в первой трети XIX века. Широкое использование клее-мелового декора, пришедшего на смену резному, приходится на вторую половину века, им украшали не только рамы, но и мебель. Это объяснялось сменой стилей, которые требовали в обрамлении живописи большей лаконичности, а это давала классика. Кроме того формовка рисунка выполнялась на много быстрее, чем резьба, а работа резчика была достаточно дорогой. Так, например, изготовив одну раму, мастер мог купить себе корову, а отработав сезон — избу. Процесс удешевления продукции привел к тому, что в России стали появляться багетные производства, которые уже в 90-е годы XIX века активно продавали свою продукцию за рубеж».

Виталий Копяков Ведущий художник-реставратор отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры Службы реставрации музейных ценностей Русского музея

Стажёров познакомили с рецептом мастики XIX века, которая использовалась для снятия форм и выполнения отливок при восполнении утраченных элементов декора. Чтобы приготовить материал, требуется время и терпение. Так, для его изготовления нужно на ночь в замочить в разных ёмкостях столярный клей и мелко нарванную бумагу, например, алигнин — это первая фракция переработки древесины, напоминающая туалетную бумагу. В советские годы использовали газету, поэтому мастика имела серый оттенок. 

Затем на водной бане в течении нескольких часов варится столярный клей, который необходимо постоянно помешивать. После добавления алигнина и стружки детского мыла необходимо проваривать ещё. На следующем этапе в смесь добавляют масляный лак (в XIX веке использовали олифу и канифоль). Далее проваренная масса замешивается с толчёным мелом, как тесто для пирожков. Однако чтобы вымесить её, нужно приложить усилия. 

Самое главное, уточняют специалисты, — не забыть положить мастику в полиэтиленовый пакет, чтобы она не превратилась в камень. Перед работой, для придачи пластичности массе, достаточно лишь немного смочить его водой и помять в тёплых руках. 

В течение отведённого времени участники мастер-класса под руководством реставраторов формовали розетки, цветы и виньетки с учебных деталей, используя мастичные и силиконовые формы. 

Чтобы восполнить утраченные декоративные элементы рамы картины Маковского, сотрудники реставрационного отдела использовали стоматологический формовочный материал, а восполнения проводили из клее-мастики.

По словам студентов, они получили большой опыт, который обязательно пригодится им в будущем.

«Мастер-класс был очень полезным и познавательным. Спасибо большое за возможность участвовать в подобных проектах, так как они помогают расширить знания в профессиональной сфере, познакомиться с мастерами своего дела и перенять технологии работы с тем или иным материалом. Надеюсь, такие мероприятия ещё не раз будут проводиться для студентов творческих вузов».

Мария Брюквина 
II курс СПбГХПА им. А.Л. Штиглица