События

В Русском музее прошёл мастер-класс для будущих реставраторов по восстановлению картины Константина Маковского 

Студенты приняли участие в устранении прорыва полотна и познакомились с современными техниками тонирования утрат живописи.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Для студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) сотрудники Русского музея 7 февраля провели мастер-класс по реставрации картины Константина Маковского «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Вместе с будущими специалистами реставраторы музея принимали участие в финальном этапе восстановления картины — тонировании утрат живописи с использованием различных методик.

Двухчасовой мастер-класс прошёл в рамках программы «Наставничество», которая состоялась при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Программа — часть социального проекта «Друзья Петербурга», который реализуется под эгидой ПАО «Газпром».

Картина размером 215 х 321 см поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца. Течение времени и смена исторических эпох не могли не сказаться на сохранности произведения. 

«В процессе бытования картина в какой-то момент получила механическое повреждение в виде диагонального прорыва в правой части картины. Он был заделан по технологии тех времен: сзади на тыльную сторону был наклеена заплата — фрагмент полотняной ткани на «крепкий» животный клей. По прошествии десятилетий из-за разницы поверхностных напряжений на месте прорыва возникла сильная деформация авторского холста. Картина находилась под пристальным вниманием реставраторов во время постоянных профилактических наблюдений. В 2022 году было принято решение начать комплексную реставрацию произведения». 

Марат ДашкинЗаведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея

В ноябре прошлого года полотно отправили на экспертизу, чтобы выяснить состав и цвет краски, связующего и лака. 

«Технологические исследования специальным прибором с помощью лазерного излучения помогают определить связующее и пигменты красок. Прибор представляет собой спектрометр с монитором, на котором появляется график, показывающий пики, а на них, в соответствии со шкалой, определяется пигмент. Затем картина проходит химико-лабораторные анализы, например, стратиграфию, микрохимию, гистохимию. Они помогают распознать наличие животного клея, синтетического или масляного лака, мягкие и твердые смолы. Комплексные исследования перед началом работы дают нам возможность точно сформулировать методику и выбор материалов для дальнейших реставрационных мероприятий с учётом технологических особенностей конкретного произведения».

Ольга КлёноваВедущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея

В начале декабря 2022 года Ольга Клёнова и Марат Дашкин взялись за реставрацию. Картину укрепили по всей поверхности, заделали прорыв методом «встык» по апробированной методике. Для точного совпадения с фактурой авторского холста в качестве вставки в место прорыва взяли фрагмент авторской кромки. Также по всей поверхности картины был утоньшен пожелтевший лак и устранены горизонтальные изломы красочного слоя, которые уже превращались в видимые трещины. По периметру обветшавшие авторские кромки усилили дублировочными. 

На мастер-классах вместе со студентами реставраторы продолжили заделывать прорыв, а затем приступили к его тонировке. В качестве первого слоя использовались реставрационные краски Gamblin, второго — масляные голландские краски Royal Talens Rembrandt.

Для работы по грунту участникам мастер-класса предложили технику «пуантель» — тонировка набирается микроточками кончиком кисти. Затем, уже с использованием масла, молодые специалисты опробовали технику условной тонировки «траттеджо» — нанесение штрихов двух-трех цветов, составляющих авторский цвет. 

«Работа с профессионалами — всегда очень ценный опыт. Несмотря на уже знакомый процесс тонирования утрат красочного слоя, для меня открылись новые тонкости работы, связанные с материалами и составами. В том числе мне удалось впервые поработать с красками Gamblin. Также мы получили возможность прикоснуться к шедевру русской живописи. Это, конечно, с одной стороны, очень волнительно, с другой — уникальный опыт. Персонажи, детали и сюжет картины открылись в новом свете, особенно после кропотливого процесса утоньшения слоёв старого, потемневшего от времени лака, который отчасти уже изменил изначальный замысел автора. Иными словами, два часа, проведённые на мастер-классе, пролетели незаметно, но при этом оставили неизгладимое впечатление».

Анна НестероваI курс магистратуры СПбГИК

Начинающие реставраторы смогли попробовать себя в технике «условного тонирования» для нейтрального заполнения фрагмента и «безусловного тонирования». В случае с последней речь идет о полном восполнении утраченной живописи согласно цвету и манере автора.

«Реставрация масляной живописи — моё профильное направление, поэтому возможность поучаствовать в реставрации шедевра Константина Маковского — огромная удача. Я познакомилась с некоторыми нюансами работы и на практике опробовала их. Очень благодарна проекту «Друзья Петербурга» за возможность поработать с Ольгой Юрьевной Клёновой и Маратом Равильевичем Дашкиным, опыт наблюдения за работой профессионалов очень ценен».

Арина БекироваIV курс СПбГХПА им. Штиглица

Вскоре картину натянут на новый экспозиционный планшетный подрамник, который будет поддерживать картину в постоянном стабильном натяжении, а также убережёт её от возможных перепадов температурно-влажностного режима.