События

Важное дополнение шедевра живописи: реставраторы Государственного Русского музея рассказали о процессе восстановления художественной рамы

Участникам мастер-класса продемонстрировали инструменты мастеров.

Художественная рама — важное дополнение шедевра живописи, и её реставрация зачастую требует масштабной и ответственной работы. Подробностями процесса поделились сотрудники отдела реставрации Государственного Русского музея в рамках мастер-класса «Реставрация золочёной деревянной резьбы на произведениях декоративно-прикладного искусства» на фестивале «Друзья Петербурга».

Заведующая отделом реставрации золочёной резьбы музея Ирина Веснина рассказала о двух видах золочения рам — сусальным золотом и поталью. Если в первом случае используется драгоценный металл, то при отделке поталью мастер имеет дело с тончайшими листами металлов, имитирующими золотое или серебряное покрытие.

В свою очередь, художник отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры Виталий Копяков продемонстрировал участникам мастер-класса инструменты реставратора. В арсенале специалистов многообразные инструменты для каждого вида работ — линейки, рулетки и ножовки. Например, для работы над сложной барочной резьбой или для прорисовывания тонких линий предусмотрена своя разновидность стамесок. Копяков назвал основные способы реставрации и сложности, связанные с ними.

«Если утрачены отдельные детали, их можно восстановить методом аналогии. Однако настоящий творческий вызов ставит перед художниками утрата больших накладных элементов. В этом случае их воссоздают по архивным фотографиям. Главная сложность в том, что на снимках не виден объём рельефа, декоративных элементов. А когда увеличиваешь снимок до нужного размера, он начинает расплываться».

Виталий КопяковХудожник отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея

Один из последних примеров такой сложной и тонкой работы — реставрация исторической рамы картины Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Этот масштабный проект продолжается уже несколько лет. Большеформатная золочёная рама с объемным декором долгое время была фактически в аварийном состоянии. В ходе реставрации художник сверял слепки с фотографиями и корректировал их, пока не добился желаемого результата. На финальном этапе работы мастера визуально «состарили» золочёное покрытие: нанесли на него патину, чтобы полотно органично смотрелось в восстановленной раме.